Экс-наставник сборной Аргентины Диего Джиустоцци – о своих волнениях перед финалом ЧМ, прогрессе команды, особых отношениях с Матиасом Люкуйксом и ожиданиях от воскресного матча
Аргентина в поисках своего второго титула подряд в воскресенье
Джиустоцци выиграл в качестве главного тренера в 2016 году с Матиасом Люкуйксом в качестве помощника.
«Если бы я не был уверен, что Матиас сделает лучше, я бы не ушел», – говорит он в интервью FIFA.com.
За несколько минут до того, как в это воскресенье начнется финал чемпионата мира, на трибунах «Каунас Арены» кое-кто будет волноваться больше других. «Я буду в напряжении, я не смогу сидеть на месте», – сказал он FIFA.com.
За два дня до мероприятия он вылетел из Мурсии, чтобы наблюдать за игрой аргентинской сборной, полной дорогих его сердцу друзей, в грандиозном финале. Он получает удовольствие от подготовки к финалу, как и любой другой болельщик, но держится подальше от команды и не хочет вмешиваться. Просто его присутствие даст команде дополнительную мотивацию, поскольку уверенность и душевное спокойствие, которые он излучает, передаются каждому члену путешествующей сборной Аргентины.
Речь идет ни о ком другом, как о Диего Джустоцци, тренере, который привел «Альбиселесте» к победе на чемпионате мира в 2016 году и одном из главных авторов прогресса команды. Теперь у руля стоит его «младший брат» Матиас Люкуйкс, стремящийся сохранить наследие Джиустоцци и продолжить его дело.
В интервью FIFA.com Джиустоции рассказывает о своих волнениях перед финалом, о том, как команда прогрессировала, о своих особых отношениях с Мати и о том, чего он ожидает от воскресного матча.
– Как вы оцениваете чемпионат мира, наблюдая его из дома?
– Я вспоминаю прошлое. Те годы, когда я, как и сейчас, был таким же, как и любой другой фанат Аргентины. Я переживаю больше, чем следовало бы, потому что именно я собрал весь тренерский штаб. Я провел годы становления вместе с этими игроками и тренерами, поэтому чувствую себя очень заинтересованным в том, что происходит.
– Вы были на трибунах в Каунасе на матче против России и выглядели так, как будто вам было тяжело…
– К счастью, я, по крайней мере, смог выпустить пар, потому что смог кричать на игроков. Я действительно чувствовал, что нахожусь в самом центре событий. Я знаю, что это ненормально, любой бывший тренер должен смотреть из ложи в костюме и галстуке, но только не я. Люди этого не понимают, но восемь-десять лет назад все это было невозможно представить. Мне не нужно много времени, чтобы потерять самообладание и нормальный облик.
– Вы чувствуете себя важной частью прогресса этой аргентинской команды?
– (пауза, думает) Я чувствую, что сыграл свою роль. Когда я пришел на должность тренера, я никогда не думал о личной выгоде. Я был сосредоточен на том, чтобы мы действовали правильно и совершенствовались там, где это необходимо. Я всегда мечтал отплатить за все, что моя страна сделала для меня, и я думаю, что мы достигли большего, чем представляли в своих самых смелых мечтах. То, что я сделал, уже в прошлом; теперь знамя несут другие. Моя задача – просто подбодрить их, и, поскольку я так эмоционально погружен в работу сборной, для меня это полноценный опыт.
– Команда для вас как семья, верно?
– Конечно! Матиас мне как младший брат. Мы выросли вместе, делились опытом. Я знаю, через что прошли игроки, которые сейчас прекрасно представляют Аргентину, но не забываю времена, когда дела шли не так хорошо. Знакомство с такими людьми, как Лукас Боло, (Себастьян) Корсо, (Нико) Сармьенто, (Анхель) Клаудино, а также со многими парнями, которые тогда были еще совсем юными… весь этот опыт заставляет меня чувствовать, что я был им как отец. Я всегда старался дать им их собственное пространство, но я чувствую, что эта любовь, которую я испытываю ко всем, иногда затуманивает мои суждения и заставляет вести себя немного иррационально.
– Когда вы начали работать со сборной, осознавали ли вы, что, для того, чтобы заложить фундамент, нужно было много работать?
– Я знал обо всех хороших вещах, которые Фернандо Ларранага сделал у руля, а также о том, что можно было улучшить и как это сделать. Были некоторые основы, которые не нужно было менять. Я попал в позитивную и здоровую среду, мне не приходилось начинать с нуля, иначе было бы невозможно достичь того, что мы сделали за пять лет.
Для меня действовали четыре принципа: методология, молодость, компетентность и сопереживание. Это заставляет Аргентину продолжать набирать силу сегодня и остается ее основой, независимо от того, выиграют они или проиграют в финале. Эта команда увлечет вас, удержит на крючке и отправит в действительно захватывающее приключение. Никто не понимает, как Макси Решья смог добраться до мяча раньше, чем Феррао (в полуфинальном матче в среду), но я понимаю. Когда в своей работе вы воспитываете доверие, лояльность и товарищеские отношения, тогда возможно все. Это наши главные достоинства. За кулисами скрывается много вещей, которые люди могут не считать важными, но я могу заверить вас, что они важны. Вот почему Аргентина может побеждать великие команды.
– Несколько дней назад Матиас Люкуйкс сказал, что продолжать с того места, на котором вы остановились, было само собой разумеющимся.
– (пауза) Я все еще чувствую себя их частью. Я не люблю придавать излишнее значение тому, что я сделал, тем более что сейчас, когда у нас все так хорошо получается. Без людей, которые разделяли мои идеи, было бы невозможно сформировать эту команду. Я думаю, что они все здесь по какой-то причине. Матиаса выбрали не из жалости после его саги с травмами, а потому, что у него есть коммуникабельность, сердце и честность, которых нам необходимы. То же самое и с тренерским штабом, и с игроками. Я всего лишь маленькая шестеренка в колесе, но в то время я изо всех сил старался внести свой вклад и оставить фундамент для улучшений от моего преемника.
– Вы тогда были уверены, что Матиас улучшит то, что вы начали?
– Я буду откровенен с вами: если бы я не был уверен, что Матиас улучшит то, что я сделал, я бы не ушел. После того, что я сделал и выиграл с Аргентиной чемпионат мира, я почувствовал, что моя миссия выполнена, и поэтому решил двигаться дальше. Матиас сказал мне, что я поставил его в затруднительное положение, задав высокие стандарты, которым он должен был соответствовать. Я сказал ему недвусмысленно: «Расслабься, Мати, ты снова выиграешь чемпионат мира». Этот разговор состоялся у нас пять лет назад и еще раз в прошлом году. Я помню, как все начиналось – я показал ему, что книги, компьютеры и доски не являются ключом к тренерской работе, это то, что вы чувствуете своим сердцем. Мы общались, когда он переживал свою сагу с травмами, и я постоянно просил его приехать и поработать со мной. Я сказал ему, что собираюсь уйти, и что он будет мне заменой. Я счастлив, что все получилось так, как получилось. Но дело не только в том, чтобы выиграть кубок, что Аргентина уже сделала. Мы не можем забыть, кто мы и что изменилось за эти годы.
– Что касается чемпионата мира в Литве, какой будет для вас подготовка к финалу? Будете ли вы надевать футболку сборной Аргентины под номером 4?
– Я расскажу вам небольшую историю об этой футболку. Она досталась мне от Мауро Таффарела. Это игрок, который всю свою карьеру провел в Аргентине и выиграл с нами Кубок Америки. Перед чемпионатом мира-2016, единственным, в котором он имел шанс сыграть, мне пришлось исключить его из окончательной заявки, и даже в этом случае он отдал мне свою футболку. (вздыхает) Можете только представить себе, что это значит для меня. Это мое самое ценное достояние, и оно значит для меня больше, чем трофеи, которые я выиграл. Как я буду переживать финал? (улыбается) Так же, как и на днях, вот такой я! Я все время буду на грани, я не смогу сидеть на месте.
– Что было главной причиной победы Аргентины над Бразилией в полуфинале?
– Способность Аргентины справляться с проблемами. Мы сегодня – действующие чемпионы, мы осознаем свои возможности, но не задираем нос. Мы знали, что будет тяжело, знали, как с этим бороться, и вели очень умную игру, полностью веря в то, что таким образом мы выиграем. Невозможно обыграть Бразилию, играя в ее собственную игре, но мы очень уверены в своих силах: мы подавили угрозу со стороны Феррао, мы навязали свою игру, и матч пошел по нашему сценарию.
– Что вы думаете о своем последнем сопернике – Португалии?
– Это одна из лучших команд в мире, действующий чемпион Европы и способная выиграть чемпионат мира. Жорж Браз и португальская лига помогли сборной Португалии сделать шаг вперед и дать команде то, чего ей не хватало с точки зрения качества и силы духа. Это принесло свои плоды, и они – сила, с которой нужно считаться, и они очень хорошо чувствуют себя в таких ситуациях. У них хорошие игроки, хорошо обученные тактически и имеющие высокий игровой интеллект, которые в состоянии справляться с этими трудными ситуациями. Придется показать лучшее, на что мы способны, но мы знаем, что противопоставить любому оппоненту.
– Каковы главные достоинства Португалии?
– Их самое главное достоинство, которое меня больше всего беспокоит, – это отличное сочетание молодости и опыта. У них есть четыре или пять игроков, которые имеют большой опыт в подобных матчах, такие как Бруну Коэлью и Рикардиньо, а также молодые игроки, которые играют уверенно, с улыбкой на лице и умеют импровизировать. Они искусны в управлении игрой и стремятся исправить ошибки, допущенные на предыдущем чемпионате мира. Конечно, это будет очень сложная игра, но Аргентина способна справиться с психологическим прессингом и заставить игру идти по своему сценарию. Мы увидим грандиозное зрелище, поскольку обе страны сейчас лидируют в мировом футзале.
– Задумывались ли вы о том, что вы будете делать, если эта столь дорогая вам команда выиграет свой второй чемпионат мира в воскресенье?
– Я понятия не имею, в каком состоянии я буду. У меня мурашки по коже, как только я думаю об этом. Я уверен, что почувствую чистый экстаз, а также большую гордость и тихое удовлетворение. Когда я ушел из команды, я принял трудное решение, но я чувствую огромное душевное спокойствие, зная, что моя работа не пропала даром. Все эти разные эмоции выйдут на первый план, но я не уверен, что это будет – агония или экстаз. Просто увидеть, как все игроки и тренерский штаб обнимаются, празднуя победу, было бы незабываемым зрелищем.
По материалам fifa.com