Трансферы без трансферов в украинском футзале
Карантин разрушил привычный для нас уклад жизни, футзальные соревнования остановлены, но новостей от этого меньше не стало. Киевское футзальное сообщество уже не первый месяц обсуждает ситуацию, которая сложилась с командой GRIFON.
В начале года от молдавской команды Balkan Pharmaceuticals в Федерацию футзала Киева приходит сообщение о том, что двое игроков команды GRIFON, а именно Игорь Чернявский и Антон Бутко, заявлены в чемпионате Молдовы за Динамо.
Заявку команды GRIFON для участия в чемпионате Киева можно просмотреть на сайте городской Федерации здесь: http://futsalkiev.com/clubs/visshaya-liga-3/klubi-121/3530.html, и на сайте Аматорской Футзальной Лиги Украины здесь: https://futsal-amator.com.ua/ua/team/4951. Как видим, фамилии Чернявского и Бутко там присутствуют, а какие-либо сноски по поводу отзаявок отсутствуют.
Далее отыскиваем заявку Динамо на сайте Ассоциации Футзала Молдовы http://futsal.md/teams/liga_kelme/fc_dinamo. Игорь Чернявский действительно там присутствует. А вот и протокол сыгранного матча, где он фигурирует http://futsal.md/liga_kelme/game/2020-02-09/fc_dinamo-mf_nistru/9547/
Что касается Антона Бутко, то упоминаний о нем на сайте молдавской ассоциации не нашлось, но его международный трансферный сертификат оказался в соседней стране. Стало быть, два игрока киевской команды действительно одновременно находились в заявках двух команд в разных странах.
Комитет по проведению соревнований киевской федерации принял решение оставить в силе результаты матчей команды GRIFON, поскольку оба игрока были официально заявлены, а официально отзаявлены не были. Вместе с тем, последовала рекомендация исключить их из заявки, поскольку они оказались в заявке молдавской команды, что противоречит Регламенту соревнований ФФзК и Регламенту ФИФА.
Казалось бы, вот и все, но на самом деле история только начиналась. Ассоциация футзала Украины провела консультации со своими киевскими коллегами, после чего было принято иное решение, а именно засчитать команде GRIFON технические поражения во всех матчах официальных соревнований под эгидой ФФзК, начиная с даты заявки игроков в Ассоциации футзала Молдовы.
Далее последовал ответный ход пострадавшей стороны, которая подала протест в Контрольно-дисциплинарный комитет Федерации футбола Киева.
Теперь осталось разобраться, как вообще такое могло произойти.
Первое, на что невозможно не обратить внимание, это трансферные сертификаты.
Далее немного спортивного права.
Международный трансферный сертификат или МТС – это документ, направляемый национальной ассоциацией, в которой футболист был зарегистрирован, в национальную ассоциацию клуба, за который футболист будет выступать в дальнейшем. Применительно к этой ситуации, получается, что Ассоциация футзала Украины отправила трансферные сертификаты в Ассоциацию футзала Молдовы. Процедура вроде стандартная, но дьявол кроется в деталях.
Разобраться в ситуации нам поможет президент футбольного клуба GRIFON Евгений Говийко:
– Все началось с того, что один молдавский клуб, который претендует на чемпионство Молдовы по футзалу (название клуба не помню), после одной игры Чернявского за кишиневское «Динамо», не нашел ничего лучшего, как написать жалобные письма киевским командам «Скидка» и 2ТК. В этих письмах президент молдавского клуба советует этим командам пожаловаться в киевскую федерацию футзала на GRIFON, поскольку наши игроки Бутко и Чернявский заявлены в Молдове и не имели права играть в Киеве. Почему «Скидка» и 2ТК? Все очень просто: мы, любительская команда, играющая первый год в высшей лиге, в честной борьбе выиграли у этих команд по одной игре, причем это было за пару месяцев до ранее указанных событий. Более того, молдаване сами подготовили письма от имени украинских команд (они у меня, кстати сохранились), а «Скидка» и 2ТК, даже не исправив имеющиеся там ошибки, не нашли ничего лучшего, как переслать их в федерацию с просьбой забрать себе наши заслуженные очки в личных встречах. Кстати, я высказывал представителям этих команд в общем чате позицию нашей команды, что очки нужно добывать на поле в честной борьбе, а не в ходе замысловатых околофутбольных интриг. Но видно лишние выцарапанные три очка для них важнее собственной спортивной репутации.
– Было ли Вам известно, что Игорь Чернявский поехал играть в Молдову?
– До этого Игорь уже ездил играть за молдован, поэтому я бы и не удивился, что он поедет вновь. Для Игоря это возможность попробовать свои силы в более серьезных играх. Здесь я имею в виду не довольно слабый чемпионат Молдовы, поскольку лидеры чемпионата реально боятся участия одного футболиста-аматора из городской аматорской лиги Киева. Вопрос в том, что это возможность сыграть в футзальной лиге чемпионов, и Игорь подтвердил высокий уровень украинского футзала своим участием и тремя забитыми голами в прошлогодней лиге. В любом случае, о его поездке мы узнали, когда уже поднялся этот вопрос.
Более того, мы внимательно изучили регламент чемпионата Киева, там есть ограничения по участию для профессионалов в аматорской лиге. Но это касается спортсменов с контрактами – игроков топовых лиг и ничего не нашли, что может помешать ему или другому игроку, поехать и сыграть матч. Мы любительский клуб, контракта у этого футболиста нет, т.е. каких-либо обязательств также нет, возможно, парню предложат что-то более серьезное в украинской первой либо экстра-лиге, либо на хороший контракт за рубеж. Ему, кстати, уже и предлагают. Это жизнь, надо использовать свой шанс. Он уже, возможно, в ближайшее время у нас играть не будет, потому что уже есть несколько предложений. И мы не мешаем этому, будем только за него рады.
Как выяснилось, здесь основной проблемой, которая создала спорный прецедент, было то, что Ассоциация футзала Украины без ведома игрока и команды направила в Молдову МТ-сертификат, даже не разобравшись, играет ли Игорь в аматорских клубах. АФУ могла это сделать очень легко, но не сделала. Виноваты ли они? Думаю, так однозначно говорить тоже нельзя. АФУ лишь установила, что Чернявский не является профессиональным футболистом. На лицо системная ошибка ведения учета всех спортсменов, вернее, сказалась существенная недоработка. Возможно, это и к лучшему, что этот нормативный пробел стал очевиден, и в дальнейшем в украинском футзале такого казуса не будет. В любом случае, вины Игоря и команды здесь нет. На нас наложили санкции безосновательно. Мы будем отстаивать свою позицию в КДК. Я уверен в нашей правоте.
Мы все конкретно описали в жалобе, а именно – почему нас незаконно наказали. За любой проступок должна наступить ответственность, но в действительности никто ни в чем не разбирался, и нас решили наказать, забрав очки.
– Игорь играл и там, и тут, или нет?
– Игорь сыграл только одну игру. После всех событий я ему сказал: «Больше не едь, не играй, так как возникает конфликт. Он в любом случае надуманный, но там – профессиональные игроки, ты – любитель. Затем, если решишь за них играть, подписывай контракт, мы тебя тогда отзаявим, и ты можешь ехать играть».
Наша киевская федерация сказала нам так: «Пусть Чернявский пока не играет в Молодове, потому что мы – любительская лига, есть регламент. Если Чернявский хочет дальше выступать там, отзаявляйте его. Но в любом случае мы попросим у АФУ консультацию, как дальше поступать». Конечно, после такой ситуации я ему сказал, что никуда не надо ехать до выяснения официальной позиции АФУ. Насколько мне известно, внятной позиции АФУ по этой ситуации так и не прозвучало.
– Он был на контракте в "Динамо"?
– Конечно же, нет. Он и свой трансферный сертификат в глаза не видел и даже не знал о его существовании. Городская федерация не получала никаких сообщений и запросов, что такой-то игрок хочет играть в Молдове из АФУ, и команда не видела. Никаких контрактов и документов не было.
У него была устная договоренность, даже не оплачиваемая. Он уехал, сыграл и все. Там его заявили, он сыграл. Контракта у него не было, статуса профессионального у него не было. Фактически, как оно должно было быть? Молдавское «Динамо», если хотело, чтобы он играл у них, обращается, или же сам Чернявский, в АФУ с просьбой выписать трансферный сертификат. Обычно это делает клуб. МТС тогда в Молдове регистрируют, и Игорь получает статус профессионального игрока, подписывает контракт, и играет сколько нужно матчей. А GRIFON в свою очередь, его отъзаявляет. Вот так я понимаю, как должно быть.
Конечно же, когда АФУ получает такое письмо, она должна спросить: «Есть ли у вас такой Чернявский, вот он хочет играть в Молдове, не против ли руководство клуба, не против ли федерация, чтобы он там в Молдове играл? Не нарушаются ли чьи-то права?». Такого, конечно же, не было.
– Что по ситуации с Бутко?
– Ситуация еще проще. Как там оказался в заявке Антон, никому не известно. Возможно, когда-то был разговор о других сильных игроках в нашей команде. Молдавская команда "Динамо" имеет какое-то отношение к МВД Молдовы, и мы неоднократно пересекались с ними в международных полицейских турнирах, у нас хорошие приятельские отношения. Ребята друг друга знают. Возможно, поэтому Бутко без его ведома оказался в заявке.
Возможно, разговор и был о том, что он будет играть когда-нибудь, а о том, что его заявили, он даже не знал. И я не знал. Никто не знал. В данной ситуации Бутко даже никуда не ездил, и договоренности не было, что будет ездить. Он и в Молдове ни разу не был. Зачем в этом деле Бутко? Чернявский хоть игру сыграл, а Бутко же вообще туда не ездил, и даже своего согласия, чтобы его заявили не давал. Получается, что без него его женили. Думаю, фамилия Бутко в этой конфликтной ситуации для придания большей шумихи, искусственно «приукрасить» наши «нарушения».
Если подытожить сказанное, хотелось бы, чтобы все сделали правильные выводы из этой ситуации.
Это неправильно, когда отдельные команды, в том числе зарубежные, руками федерации пытаются решать свои спортивные вопросы неспортивными методами. Конечно, это их право, но это нечестно. Им так и сказали: «Доказывайте все на спортивной площадке, а не задним числом очки отбирайте. Это неспортивная конкуренция. На чужой беде счастья себе не построишь».
А всем спортсменам команда GRIFON желает побыстрее восстановиться после длительной паузы, и приступить к полноценному тренировочному процессу и играм!
Подводя итог, можем прийти к выводу, что трансферы игроков АФУ отправила без их согласия, а статус футболистов почему-то не был проверен. При запросе из Молдовы можно было связаться с коллективными членам, чтобы уточнить, играют ли у них такие футболисты. Налицо отсутствие коммуникации. Целесообразно было бы уже в самое ближайшее время ввести общую базу игроков на всех уровнях, что позволило бы упреждать подобные ситуации в дальнейшем.
Нам же остается дождаться решения КДК, которое должно быть принято в ближайшее время.