Самый молодой игрок в заявке сборной Украины на ЧЕ-2001 поделился своими впечатлениями о первых наградах сборной на европейском уровне и о нынешнем положении дел в ней
– Когда я попал на свой первый чемпионат Европы, мне было 20 лет. И пускай я не провёл на этом турнире ни одной игры, но для моей спортивной карьеры он стал во многом определяющим. Своего рода катализатором. Украинский футзал тогда переживал период становления. И понятно, что инфраструктура была не на высоте, в большинстве своем ужасные залы, гостиницы, иногда общежития, зарплаты по 100 долларов. Мало внимание мини-футболу уделялось в прессе. В общем внешний фон нашего любимого вида спорта в Украине не впечатлял. А когда ты живёшь в фешенебельном отеле, когда играешь и тренируешься в современном дворце спорта, когда команду на игру и с игры сопровождает кортеж, как глав государств, а тебе всего 20 лет, хочешь не хочешь – это производит впечатление. Все это даёт повод задуматься – оставаться на прежнем уровне или расти дальше. В любом спортсмене должно быть развито стремление к самосовершенствованию. Всегда нужно стремиться к победам на более высоком уровне, чем прежде, а не останавливаться на достигнутом.
– Несколько слов о сборной Украины образца 2001 года.
– Начну с того, что это была команда-семья, все поддерживали друг друга. Были игроки, которые имели опыт выступлений в чемпионате России, были футзалисты, игравшие в Украине, но имевшие опыт выступлений в сборной на международном уровне и были молодые. Кроме меня, в составе сборной на турнир в Москву поехали Пылыпив и Шайтанов. Но возраст не имел никакого значения – требования были одинаковы, что к ветеранам, что к нам, салагам.
Так получилось, что в отборочном цикле мне выпала честь выйти в основе в ключевом матче с Андоррой. Кто-то сейчас может смеяться, что Андорра могла выставить хорошую сборную. Не только могла, но и делала это. Поскольку Андорра – это офшорная зона, многие испанские футболисты и футзалисты переезжали туда, чтобы сохранить свои деньги, заработанные за время карьеры профессионального спортсмена. Они получали гражданство и играли за сборную своей новой родины. Да, пускай футзалисты не уровня сборной Испании, но прошедшую ту школу, игравшие в одном из сильнейших национальных чемпионатов. Тем более, сборная Андорры была хозяином группы. А путёвка в финальную часть в отличии от нынешних времён одна – права на ошибку не было. И мне открытым текстом было сказано: «Алексей, выведи нас на чемпионат Европы». И это не выдумка, а слова тренерского штаба сборной Украины. Пришлось выводить. И это не единичный случай. Уже в Москве не заладилась игра у Алексея Кудлая. Его тут же заменил Олег Шайтанов. Это при том, что Алексей уже играл в России, а для Шайтанова по большому счёту карьера на международном уровне только начиналась. Случился бы аналогичный случай, как в Андорре, и я бы занял место в воротах без всяких поблажек.
Сборная Украины в Москве на ЕВРО-2001
– Какой, на Ваш взгляд, момент чемпионата был ключевым?
– В первом туре сборная России проиграла итальянцам, а мы испанцам. И тогда стало ясно, что в полуфинале мы будем играть с представителями Апеннинского полуострова. Сборная России на тот момент была в ранге чемпиона Европы. Плюс россияне хотели реабилитироваться перед своими болельщиками за не совсем удачное выступление на ЧМ-2000 в Гватемале, где они заняли четвертое место. Даже несмотря на некоторый спад, сборная России оставалась одним из грандов мирового футзала. Поэтому предпочтительнее было играть с итальянцами.
– Был ли шанс обыграть в финале сборную Испании?
– Шансы всегда есть. Понятно, что в финале фаворитами все считали испанцев. Но по сравнению с первым матчем турнира, когда наша команда проиграла 1:4, мы уже, что называется, пообтесались и смогли дать бой действующим чемпионам мира. К сожалению, тогда действовало правило золотого гола, и после пропущенного в овертайме мяча наша сказка закончилась.
– Уже многое было сказано о ЧЕ-2001. Что бы Вы хотели добавить?
– На мой взгляд, не совсем правильно оценена роль Лисенчука в сборной. Как известно, в английской премьер-лиге главного тренера называют менеджером. Лисенчук был именно таким. Безусловно многое в тренировочном процессе зависело от Станислава Александровича Гончаренко, но ключевые решения принимал именно Геннадий Анатольевич. Тут недавно Георгий Мельников вспоминал, как его, человека в общем то не бьющего шестиметровые удары, Лисенчук поставил бить решающий пенальти в послематчевой серии в полуфинале с Италией. И когда Жора засомневался в правильности решения, Геннадий Анатольевич отправил его на решающий удар со словами: «Иди и забей». И таких примеров можно привести миллион. Лисенчук – лучший мотиватор, с которым я когда-либо работал. Он был настоящим лидером.
– Если говорить о нынешней сборной, в чём её слабость по сравнению со сборной Украины образца 2001 года?
– Прежде всего утеряны победные традиции. В свое время, будучи совсем юным, попав в сборную страны, вокруг меня были личности с большой буквы. Каждый ветеран был глыбой! Глядя на них хотелось быть не хуже, а может быть, даже лучше. К сожалению, нынешний уровень ветеранов просто несопоставим с уровнем тех ребят. Журба, Шотурма, Белоцерковец, Ципун и т.д. – они все хорошие ребята, но Безуглый, Москвичев, Косенко, Корнеев и Ко – это просто космос. И это не вина нынешних ветеранов, это их беда…
– И почему, на Ваш взгляд, произошёл такой сдвиг?
– Считаю, что правильная преемственность поколений в сборной Украины была нарушена в 2005 году после конфликта руководства «Шахтера» и Ассоциации футзала Украины. После отказа игроков «Шахтера» ехать на чемпионат Европы 2005 года, мы потеряли огромный пласт опыта и мастерства, который можно было передать молодым. На следующий крупный турнир отправились совсем необстрелянные на международной арене ребята. Ясное дело, они были слабее предыдущего поколения, но им никто не мог помочь прогрессировать быстрее. У того же Коридзе, Мельникова, Сухомлинова были Усаковские, Москалюки, Зозуля. А у поколения, пришедшего в сборную после 2005 года, не было никого. В связи с этим их уровень потихоньку брался за основу восприятия возможностей сборной Украины.
Сборная Украины образца 2005 года
Результаты на ЧМ-1996, ЧЕ-2001, ЧЕ-2003 разогрели интерес к футзалу в Украине. Стало появляться больше команд. Росло внимание СМИ. Началось золотое время клубного футзала Украины. У всех сборников начали расти доходы и это было прекрасно. Наконец-то футзал перестал быть спортом голодранцев. Однако после резкого ухода старой гвардии результаты сборной только ухудшались. Футзалисты сборной играли как могли – их не в чем упрекнуть. Просто лучше они не умели. Молодежь, которая приходила уже им на смену, ориентировалась на их уровень, соответственно они тоже не поднимали конкуренцию. И общий уровень футзала неизменно падал вниз. Как мы знаем, не каждый справляется с испытанием денег и славы – все мы люди. Но медийные персоны, а игроки сборной такими и являются, должны держать себя в руках и не звездить. Гонору добавилось, много стали говорить, мало работать. Прогрессировать они перестали, подавая тем самым пример молодым. По этому поводу сразу вспоминается известный нецензурный анекдот про невысокого роста семью и мышей, который, к сожалению, нельзя привести в статье, но который точно отображает вышесказанное. В итоге на некоторое время мы получили хороший чемпионат при слабой сборной. Но со временем и уровень чемпионата упал тоже. К сожалению, сейчас развитие футзала идет по любительскому сценарию. Из профессиональных клубов можно выделить только «Продэксим» и «Ураган».
– Всё так пессимистично?
– Знаете, есть такое выражение: «Хорошие времена порождают слабых людей. Слабые люди порождают плохие времена. Плохие времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена».
Когда сборная Украины выигрывала своё первое серебро, времена были далеко не простые. Сейчас времена не лучше, но я видел много энтузиастов от футзала в Украине, которые хотят изменить ситуацию. Многие как раз из того серебряного поколения. Поэтому, согласно этой мудрости, должны появиться ребята способные вернуть славу украинского футзала и стать золотым поколением. В это я безоговорочно верю!
Источник – Сергей Чайка, Украинский футзал