Женский футзалВища ліга (жінки) 2021/22. 6 тур. Окта-трик Гірин, хет-трик 15-річної Чернюк і результативний пенальті СагайдачноїПервая лига Перша ліга 2021/22. 8 тур. По 3:5, по 3:6 – господарі у ролі жертвЧемпионат ЕвропыСборная Нидерландов на ЕВРО-2022: блогер, маркетолог, учитель экономики…Чемпионат ЕвропыЕвро-2022. Превью матчей понедельника: Италия - Словения, Финляндия - КазахстанЮношеский футзалВизначено склад юнацької збірної України (U-19) на матчі проти БілорусіЧемпионат ЕвропыЕВРО-2022. День 5: Первая победа Украины, второй успех ПортугалииБеларусьПремьер-лига-2021/22. Тур 14. LIVE!Чемпионат ЕвропыМихайло Зварич: «З такою самовідданістю і бійцівським характером ми можемо обіграти і португальців»Чемпионат ЕвропыЯрослав Лебідь: «З португальцями буде важко, але ми докладемо всіх зусиль, аби вийти з групи»Чемпионат ЕвропыОлександр Косенко: «У нас була мета — у першу чергу довести щось самим собі, залишитися в перегонах на Євро»ЧеркассыДанііл Чижик та Олексій Мальчик перейшли у «Черкасиобленерго»Чемпионат ЕвропыЄвро-2022. Україна розтрощила СербіюЧемпионат ЕвропыКрістіян Чуєц відновить кар’єру у збірній Словенії, щоб допомогти команді на Євро-2022Футзал в миреЖіноча збірна Швеції оприлюднила склад на матчі з УкраїноюЧемпионат ЕвропыАнатолий Бадретдинов: «Антошкин всегда грозен на стандартах»Чемпионат ЕвропыАнатолий Смотрицкий: «Должны быть довольны, что отскочили со Словенией»Чемпионат ЕвропыЕвро-2022. Превью матчей воскресенья: Сербия - Украина, Португалия - НидерландыЧемпионат ЕвропыЄвро-2022. Група А. Тур 2. Сербія – Україна. АнонсЧемпионат ЕвропыЕВРО-2022. День 4: Словакия дебютирует с крупного поражения, Хорватия сильнее ПольшиЖенский футзалКапітанка «Легіон-Університету» Яна Гайда залишає команду

Виталий Ракуцкий: «Не считаю зазорным позвонить тренеру и извиниться»

Один из самых авторитетных футзальных арбитров Беларуси Виталий Ракуцкий – о себе, судейской карьере, самых запоминающихся матчах и подготовке к игре

Существует стереотип, согласно которому сначала нужно поиграть на высоком уровне, а затем стать арбитром. Отнюдь! Примеров в судейском и тренерском корпусах достаточно в разных странах.

Остановимся на личности Виталия Ракуцкого, которого вы едва ли найдете в качестве игрока высокого уровня. Но как арбитр он проявил себя. В частности, в тридцать лет стал рефери ФИФА, обслуживал матчи евроотборов, квалификации Лиги чемпионов и отработал 449 поединков в чемпионате Беларуси. За скобками оставим неоднократные признания лучшего зального арбитра. Сейчас Виталий Владимирович, не дожидаясь “пенсионного” судейского возраста, погрузился в футзальное инспектирование. Более того, он начал руководить футзальным судейским сектором. Хотя, как и все его представители, Ракуцкий предлагает применять неофициальный термин “футзальная белорусская семья”. А в социальной сети группа называется донельзя “скромно”: “Лучшие судьи страны”.

— “Лучшие судьи страны” — это прикол или мотивация для опытных рефери и своеобразный толчок для начинающих? Кто инициировал создание такой группы?
— Владимир Завадский. Цель — тесное общение между судьями, а также плотный и быстрый контакт с федерацией в плане ускоренного документооборота и оперативного предоставления информации. А к названию отношусь нейтрально.

— Откуда появилось в вашей жизни судейство?
— Большинство арбитров приходят в судейство из футбола, я не исключение. К сожалению, больших высот в игре достичь не удалось. К тому же получил травму — разрыв крестообразных связок. Возобновить карьеру так и не получилось. Поиграл на первенстве Минска за команду ГАИ, стал чемпионом города. Играл в воротах. Что интересно, сейчас в футзале много арбитров, которые во время карьеры были голкиперами. Почему так? Объяснение одно: вратарь несет ответственность за результат без права на ошибку. Здесь же вырабатывается реакция, скорость в принятии решения.

— Вы довольно быстро доросли до рефери ФИФА. Как удалось совершить стремительный скачок?
— Желание, доверие со стороны Сергея Николаевича Куницы, который не боялся назначать на серьезные матчи. От дебюта в высшей лиге до статуса рефери ФИФА прошло два года.

— В футболе принято вспоминать первого тренера. Можете назвать учителя в судейской сфере?
— Молодые арбитры, как правило, смотрят на более опытных. Обращал внимание на Александра Ремина, Андрея Жукова, Михаила Цуканова. Они были топовыми в пределах страны и имели опыт международных матчей. На них и равнялся.

— Судейство для вас было хобби, средством самореализации, источником дохода?
— В первую очередь — любовь к судейству. Источником дохода оно никогда не было. С удовольствием ездил на матчи и получал новые эмоции — это общение, знакомства, встречи со старыми товарищами. Также переключение после рабочей недели на новый вид деятельности.

— Вы быстро закончили судейскую карьеру, а ведь в Беларуси могли поработать еще с полдесятка лет…
— Главной причиной стало отсутствие мотивации. К сожалению, на международной арене не получилось реализоваться так, как хотелось бы. В нашем чемпионате отсудил все, что можно было. Также начали напоминать о себе старые травмы. Свое решение озвучил Сергею Николаевичу Кунице, а он, в свою очередь, предложил остаться в структуре ассоциации и помогать в работе с судьями.

— Вы — руководитель судейского корпуса. Насколько сложно сделать назначения на матчи различных лиг? Какими критериями руководствуетесь?
— Сразу предложил омолодить судейский корпус. Считаю, с привлечением новых арбитров мы запоздали. И сейчас опытные судьи помогают новичкам в обслуживании матчей, делятся знаниями, а те завоевывают авторитет среди команд.
А назначения делать сложно, потому что это айсберг, который всем виден. Каждый арбитр хочет больше судить. Но здесь нужно учитывать и различные факторы: конфликты, географию, допущенные ошибки, психологическую готовность к обслуживанию того или иного матча. Особенно тщательно приходится проводить анализ при определении бригад на принципиальные поединки.

— Раньше существовали судейские пары…
— Да, для судей это легче. Они знают манеру работы друг друга, подскажут скрытым жестом, взглядом, движением корпуса. Также нужно учитывать стиль каждого: кто-то позволяет единоборства, кто-то сразу их пресекает. Однако сейчас сформировался новый подход.

— “Мягкий” судья и “жесткий”. Лучше, чтобы они были в бригаде однополярными или разнополярными?
— Здесь нужно рассуждать о психологии. Если между партнерами случился конфликт или у них разная философия в понимании правил игры, то совместно арбитров лучше не назначать.

— Прежде в качестве главных арбитров назначались более опытные судьи. Сейчас рефери ФИФА может оказаться в ранге помощника. Откуда переняли практику?
— Это европейский тренд. Если проходит мини-турнир, то УЕФА заранее делает назначения на первые два игровых дня (хотя раньше на все матчи бригады определял инспектор). Соответственно каждый из судей в один из игровых дней будет главным, невзирая какой он категории — первой или третьей.

Что касается наших арбитров, то по уровню знания правил, их трактовки, понимания игры они ни в чем не уступают рефери ФИФА. Единственная проблема — ментальная. Мы решили пойти по пути УЕФА. Если молодой арбитр сдал экзамен по правилам, выдержал физические тесты, значит, он допущен к высшей лиге и может обслуживать матчи любого накала.
Для команд самое главное начинается в плей-офф. Поэтому мы сейчас просматриваем, кто психологически сможет обслуживать решающие поединки. Отсюда и рокировки между первым и вторым арбитрами. Кстати, заметили, что у некоторых опытных арбитров лучше получается быть вторыми — с дальней бровки игра видна лучше, поэтому они могут подсказать напарнику. Хотя раньше вторые арбитры работали возле скамеек запасных. Это позволяло чувствовать настроение команд, слышать их реакции на судейские решения. Такое расположение помогает арбитру чувствовать дух игры.

— Нынче внимание уделяется физической готовности судей. Какие нормативы должен сдать футзальный арбитр, чтобы его допустили к высшей лиге?
— Для всех федераций определен единый тест по физподготовке, который включает короткие отрезки и сложный тест на выносливость, к которому нужна специальная подготовка. Время на прохождение дистанций постоянно уменьшается. Рывки сопровождаются звуковыми сигналами. Каждый арбитр может по самочувствию контролировать свою скорость, где-то ускориться, пару секунд отдохнуть и сэкономить силы на конец дистанции. Бегать кроссы — недостаточно. Начинающие арбитры бегут изо всех сил, а под конец задыхаются. Такой тест максимально приближен к работе футзального рефери. Раньше мы бежали по кругу километр. Зачем? В футзале судьи по кругу не бегают. Сейчас акцент делается на рывках.

— Быстро бежать — это хорошо. Каковы нормы при сдаче теоретических экзаменов для судей и инспекторов?
— На семинаре перед нынешним сезоном судьи сдавали письменный тест на знание правил игры и видеотест с игровыми моментами прошедшего чемпионата Беларуси. Для успешного прохождения тестов необходимо 75 процентов ответов.

— Существует ли контроль за арбитрами в течение недельного цикла в плане подготовки к матчам различного уровня?
— У нас такой технической возможности нет. Но каждый должен понимать: если ты справился с летними тестами, то обязан держать себя в форме, чтобы сдать нормативы перед вторым кругом. Для минских судей каждую неделю по вторникам проводятся тренировки с упражнениями, которые присылает УЕФА. По четвергам онлайн в течение двух часов занимаемся теорией, просматриваем моменты, разбираем методические эпизоды. Здесь важно подчеркнуть для команд, что арбитры не живут от матча к матчу, а проводят анализ поединков предыдущего тура в целях самосовершенствования.

— В большом футболе, как известно, белорусские арбитры проходят международные сборы. Как обстоят дела в этом направлении в футзале?
— Думаю, в этом нет смысла. Перед сезоном провели двухдневный сбор в Минске. Поработали над теорией, сдали тест по физической готовности, отработали жесты, обратили внимание на коммуникацию во время матчей и получили практику во время товарищеских поединков команд высшей лиги.

— Переговорные устройства действительно помогают?
— С нынешнего сезона на всех матчах высшей лиги судьи работают с переговорными устройствами. Подсказки друг другу никто не отменял, потому что за работу отвечает бригада. Но еще многим нужно учиться быстро реагировать на сигнал для принятия правильного решения. Один из аспектов учебы на ближайшем семинаре — обучение работе с устройствами и устранение ошибок. Нужно указать, что информация партнеру должна передаваться максимально кратко.

— Обратили внимание, что к матчам среди мужчин привлекаются девушки. Можно ли говорить, что гендерный аспект в судействе стерт? Как к девушкам-судьям относятся мужчины-футболисты?
— Для игроков важна правильная трактовка момента. А кто принимает решение — второстепенно. Именно за счет правильных решений завоевываются доверие и авторитет. К гендерному равноправию пришли в УЕФА. Обратите внимание, что количество девушек, которые судят топ-турниры, постоянно растет.
Более того, есть предположение, что в нашем чемпионате впервые во всей Европе матч мужской высшей лиги обслуживали две девушки — Ольга Павлють и Мария Кочеева работали вместе в поединке 10-го тура.

— На внутреннем фронте вам удалось себя проявить — признание лучшим арбитром страны, финальные матчи чемпионата, Кубка и Суперкубка… Какие матчи в Беларуси были наиболее драйвовыми, кайфовыми?
— Самые запоминающиеся — первый и последний. Первый помню как сейчас: “Горняк” (Солигорск) — “Экономист” (Минск) вместе с Владимиром Филоновым. Что касается неудачного, то на память приходит финал Кубка Беларуси между “Витэном” и “Столицей” в Гомеле в 2015 году. Игра сразу не задалась. При счете 1:2 ошибочно назначил пенальти якобы за игру рукой Рониньо. “Витэн” не забил. И после этого “столичники” переломили ход поединка и одержали волевую победу 5:3. Да, случались матчи с осадком, но ту встречу запомнил сильнее других.
Но самое большое волнение было перед последним матчем. О том, что я заканчиваю судить, знал только Сергей Николаевич Куница. Пятый матч финала плей-офф: “Витэн” — ВРЗ. Понимаю, что за плечами с полтысячи матчей разного уровня, а здесь решается судьба золотых медалей и не хочется завершить карьеру поединком, который вспоминали бы в негативном ключе.

— Могли неудачные матчи быть связаны с жизненными ситуациями?
— Каждый человек не может выбросить из головы то, что произошло в семье, на работе. Однажды приехал на игру в Оршу. Звонит супруга и сообщает, что она с дочерью попали в ДТП. Пока не выяснил, что с ними все в порядке, об игре даже не думал. Когда все утряслось, начал готовиться к матчу.

— Приходилось после просмотра матчей извиняться перед командами за неправильно принятое решение?
— Конечно! Все ошибаются. Не считаю зазорным позвонить тренеру и извиниться. А потом еще и при личной встрече признать ошибку. Этому учим и молодых арбитров.

— Давайте перейдем к международной арене. Какие выезды наиболее запали в душу?
— Первый поединок — отборочный турнир чемпионата мира Армения — Азербайджан. Особняком стоит элитный раунд Лиги чемпионов в Испании: “Эль-Посо”, “Динамо” (Москва), “Никарс”, “Энергия”. В этих клубах были собраны игроки топ-класса.

— Как вообще складывается пяти-, шестидневное общение между судьями, инспектором, делегатом?
— Атмосферу всегда кто-то создает. Как правило, инспектор во внеигровую обстановку не вмешивается, нет необходимости — все профессионалы и приехали отработать турнир. Лакмусовая бумажка — качество судейства и поддержка друг друга. А на международных матчах она очень сильно ощущается и влияет на психологическое состояние каждого.

— Когда и с чего рефери должен начать подготовку к следующему матчу?
— А он и не должен ее заканчивать. Да, мы не профессионалы как таковые. Но в течение недельного цикла необходимо просматривать свои матчи и матчи коллег, поддерживать физические кондиции, обслуживать поединки регионального масштаба. Но во всем нужно знать меру — перегружать себя не стоит.

— Работа арбитра — нервная и психологически затратная. Как рефери снимают стресс?
— За всех говорить не могу. Я негатив никогда домой не приносил. Хотя прежде, когда не было централизованной съемки, приходилось ждать нарезку моментов от команд (и то не от всех), прокручивал эпизоды в памяти — правильное решение принял или нет. Семья понимала мое состояние и всегда поддерживала. А отрицательные эмоции старался оставлять за порогом. Приходил домой, брал собаку и гулял несколько часов, чтобы отвлечься от игровых эмоций. Сейчас, к сожалению, времени на своих девчонок стало еще меньше. Много внимания уходит на анализ матчей, работу судей, назначения.

— А вообще работа рефери, на ваш взгляд, призвание или способ самореализации?
— “Работать судьей” — верное выражение. Если кому-то кажется, что ты приехал на матч за полтора часа до начала, переоделся, затем помылся и забыл об этой игре, то это полное заблуждение. Подготовка начинается после получения назначения. И если молодой арбитр хочет чего-то достичь, то он даже в любительских и юношеских чемпионатах может найти что-то новое.

— Судьей нужно родиться или стать?
— Главное — хотеть им быть. А также быть психологически устойчивым.

Александр Кананович

Источник – pressball.by

Похожие Новости

Комментарии:

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии. Авторизуйтесь под существующим аккаунтом или создайте новый.

Futsalua © 2016-2022 Проект разработан командой Futsal Ukraine. Все права защищены.