Голкипер сборной Португалии Бебе – об уходе из «Бенфики», работе в ресторане, воле к победе, семье и следующем поколении португальских футзалистов
Заключительная часть интервью голкипера сборной Португалии Бебе, в которой он рассказывает о том, как работал, несмотря ни на что, после ухода из «Бенфики», делится впечатлениями о непрофессиональном футзале, подробно говорит о своей работе в семейном ресторане и вере в следующее поколение португальских футзалистов.
Бебе: «Моим самым большим желанием было остаться в «Спортинге», но я всем обязан «Бенфике»
Бебе: «Когда я уходил из «Бенфики», все думали, что я закончил, а я стиснул зубы и стал чемпионом мира»
– Ты представлял себе игру на таком уровне в 38 лет?
– Нет. Я думал: «Я хочу закончить как можно скорее». Сегодня я не говорю, что хочу финишировать как можно позже, но говорю, что сейчас мне намного интереснее играть в футзал, чем раньше. Сегодня я занимаюсь футзалом с гораздо меньшим эмоциональным зарядом, чем раньше. Я получаю гораздо большее удовольствие и получаю удовольствие от футзала больше, чем получал раньше.
– Это также потому, что ты чувствуешь, что тебе нечего доказывать?
– (колеблется) Не поэтому. У меня есть спортивный психолог Мигель Са, и я обычно говорю ему, что спорт – одна из немногих вещей, в которых нужно доказывать, что вы хороши, каждую неделю. Образ мышления, который у меня должен был быть на этом заключительном этапе моей карьеры, заключался в следующем: получай удовольствие! Потому что, если вам весело, вы работаете и стремитесь к выполнению дел в течение недели, а на выходных у вас ждет вишенка на торте.
– Ты проще воспринимаешь футзал.
– Да. Зачем я буду играть так напряженно, с нервозностью, как в принципе и должно быть. Но почему я должен бояться ошибиться? Спорт – это игра попаданий и промахов. Так же, как жизнь — это игра попаданий и промахов. Я буду часто ошибаться и часто попадать. Пока мой баланс попаданий намного более положительный, чем баланс ошибок, я чувствую себя счастливым и наслаждаюсь всем.
— Насколько сложно было решить продолжить играть, когда ты ушёл из «Бенфики»?
— Было очень сложно. Я думал сдаться. Я провел 11 лет в «Бенфике» и моей спортивной жизнью была «Бенфика». Я не знал другой реальности. Ре, который играет со мной в «Порту Салву», говорит, что после того, как я ушёл из «Бенфики», я шесть месяцев находился в депрессии. И это были действительно сложные шесть месяцев.
— Было ли это столкновением реальностей?
— Я оставил профессиональную реальность и перешёл в «Леоеш де Порту Салву», который после «Бенфики» и «Спортинга» является лучшим клубом для игры в футзал в Португалии. Поскольку это клуб, который также предлагает все условия для игры, в нем больше всего игроков в Португалии. Но мы понимаем, что реальность совсем другая, и мне было трудно адаптироваться к новой реальности.
— Как ты себя убедил?
— И снова мой психолог Мигель Са сыграл очень и очень важную роль. Я помню, что на одной из наших первых консультаций после перехода он сказал мне: «Бебе, не сомневайся, что весь этот процесс сделает тебя лучшим спортсменом». И сегодня, оглядываясь назад, я не сомневаюсь, что он был прав. И именно из-за этих ситуаций мистер Браз говорит, что я противостою всему и борюсь со всем и всеми. Это было еще одно препятствие, которое я пытался преодолеть вместе с Мигелем Са, моей женой, моими детьми, мамой и «Порту Салву». И правда в том, что сейчас мне гораздо больше нравится играть в футзал, чем раньше.
— Ты полностью вышел из своей зоны комфорта.
— Абсолютно. А выйти из зоны комфорта непросто. Мы сомневаемся во всем, мы думаем, что мы не так хороши, как раньше. Но вот что я говорю детям: выходите из своей зоны комфорта. Когда я покинул «Бенфику», я подумал: «Я больше не могу этого делать». Но я боролся, много работал. Я проснулся в 6:30 утра, чтобы пойти на тренировку по кроссфиту, потому что знал, что должен делать что-то еще, чтобы оставаться на вершине с точки зрения физподготовки. И я нашёл для этого способ. Даже выходя из зоны комфорта, если вы не ищите оправданий, а находите решения, вы достигаете цели. Я не сдавался и в итоге получил, что хотел. Сегодня я могу это утверждать не как чемпион мира, до этого титула я считал аналогично, потому что я работал и боролся.
— Ты сказал, что, покинув «Бенфику», ты понял, что все изменится. Был ли ты готов к жертвам, которые принёс из-за этих перемен?
— Не тогда. Я даже понятия не имел. Мой крестник, Карлос Паулу (вратарь «Белененсеша»), сказал фразу, которую я не забуду: «Добро пожаловать в футзал в Португалии. Вот каким будет футзал в Португалии ». Потому что то, через что мы с ним прошли, (он также играл за «Бенфику» семь лет) это не футзал Португалии. Он сказал мне: «Теперь ты в клубе, где нужно делать 20 сейвов за игру, тогда как в «Бенфике» ты делал шесть или семь». Некоторые из этих вещей заставили меня переключиться и понять, что это совершенно разные реальности. Поэтому я говорю, что не знаю, удалось ли мне, но я сделал все, чтобы преодолеть эти невзгоды.
— Ты уже сказал, что начал вставать рано утром, чтобы тренироваться. Но как изменился твой ежедневный распорядок?
— Я встаю около 6:30 утра, чтобы пойти на тренировку по кроссфиту. Я тренируюсь с 7 до 8 утра, прихожу домой, помогаю жене с детьми, иногда отвожу их в школу, а потом иду за покупками в ресторан: хожу к мяснику, Макро, на рынок, чтобы купить фрукты ... Потом иду в ресторан, сервирую столы, помогаю готовить десерты. Если нужно, я доделываю сладкое, которое мама не успела сделать, и делаю все приготовления. Затем, начиная с 12:00, начинают приходить клиенты, и я обслуживаю столики.
Я метрдотель, я тот, кто ждет за столиком. Я остаюсь в ресторане до 16 или 17 часов, забираю детей из школы, веду домой, купаю их и готовлю ужин. Затем я перекусываю и собираюсь на тренировку с «Леоеш де Порту Салву». Мы тренируемся с 20:30 до 22:00 или 22:30, затем я прихожу домой в 23:00, ужинаю и ложусь спать около полуночи. И на следующий день все повторяется. Я не останавливаюсь, и у меня нет ни минуты на отдых. Бывают дни, когда я даже не обедаю, всегда в бегах. Но я делаю это с удовольствием, потому что знаю, что футзал скоро закончится, и хочу сказать, что я использовал все, что у меня было, чтобы получить удовольствие.
— Это необычный распорядок для профессионального спортсмена.
— Да (смеется). Мой бывший тренер в «Леоеш де Порту Салву», Родриго Паис де Алмейда, спросил меня: «Как официант может стать чемпионом мира?». Перед этим Рикардиньо сказал, что в этой команде есть игрок, который играет во втором дивизионе, и официант, который обслуживает столы. Потому что так и есть. Независимо от того, ресторан это моей мамы или наш, у меня нет проблем запачкать руки.
— А ты всегда с улыбкой говоришь об этой работе?
— Мне нравится эта работа. Я нахожусь с людьми и разговариваю с ними. Мы говорим о футзале, о «Бенфике» и хорошо проводим время. Время, кажется, летит незаметно.
— Ты готов услышать: «Господин Командор, принесите мне кофе, пожалуйста»?
— (смеется) Я абсолютно готов. Очень подготовлен. Есть клиенты, которые присылали мне сообщения во время ЧМ, и я уже знаю, что они будут шутить и говорить: «Меня обслуживает чемпион мира». Я полностью к этому готов.
— Может ли этот титул чемпиона мира помочь тому, чтобы в будущем не было непрофессиональных игроков в сборной Португалии по футзалу?
— Надеюсь. И я вижу, что работа, которую делает Португальская федерация футбола, заключается в том, чтобы футзал мог развиваться и проводился профессиональный чемпионат по футзалу. Я действительно верю, что через несколько лет у нас будет профессиональный чемпионат или, по крайней мере, мы приблизимся к этому. Федерация много работает в этом направлении, что, в свою очередь заставляет клубы работать в этом направлении тоже. Не осознавая, мы делаем все для этого, и у нас будет профессиональная лига.
— Португалия стала чемпионом Европы и мира без профессионального чемпионата. Чего вы можете достичь, когда он у вас будет?
— Достигнем ещё большего. У Андре Соузы есть больше понимания в этом вопросе, чем у меня, и он сказал мне, что следующее поколение — одно из лучших в истории. Я начал играть в футзал, когда мне было 18, они начали, когда им было восемь. Другими словами, они намного более подготовлены, чем я был в их возрасте. Так что я не сомневаюсь, что следующее поколение выйдет во многие европейские и мировые финалы. У нас растёт невероятное поколение очень, очень способных игроков.
— По прибытии в «Цитадель Футбола» после завоевания титула ты спрашивал: «Где мой ребенок?». Был ли твой сын тем человеком, с которым ты хотел отпраздновать больше всего?
— Да, если есть что-то, что я ценю, так это то, что важнее медалей, у меня — это присутствие моих детей. Это останется с ними на всю жизнь. Когда я был ребенком, мама не могла пойти посмотреть мои игры. Она работала, потому что ей нужно было заботиться о других моих братьях и сёстрах. И эта возможность – быть настоящим отцом и разделить эту радость со своим старшим сыном и дочерьми, имеет огромную ценность для меня. Моя жена, мои дети и моя мать были людьми, с которыми я больше всего хотел отпраздновать победу. Потому что именно с ними, а также с Мигелем Са, Карлосом Паулу, Луисом Касака и Лобао, тренерами из «Порту Салву», я прошёл весь этот путь, и они помогли мне. Мне нравится процесс, а не только результат. Потому что я считаю, что если мы ценим процесс, конец всегда будет хорошим.
Источник – maisfutebol.iol.pt