Этим материалом мы начинаем новый цикл публикаций на нашем сайте. В них мы постараемся познакомить Вас с такими футзальными личностями, о которых мало кто рассказывал. Первым моим собеседником волею случая стал человек, с которым мне, прямо скажем, дилетанту, удалось в свое время поиграть. Тогда он, будучи на год младше своих одноклубников, по праву считался одним из самых талантливых «комнатных футболистов» (именно так называет нас легендарный одессит и потрясающий полузащитник своего времени Валентин Полтавец) страны. Ему посчастливилось в раннем возрасте попасть в одну из лучших на тот момент академий, луганскую ЛТК, поработать с Романом Ковальчиком и сыграть на одной площадке с такими мастерами, как Цвелых, Гупаленко и др. И в свои 27 он уже тренирует не последние в Киеве команды.
Знакомимся и переходим на «ты» – Евгений Смоловик.
Знакомимся и переходим на «ты» – Евгений Смоловик.
– Женя, благодарю тебя за то, что нашел время для беседы. Начать же хочется с самого детства. В какой атмосфере ты воспитывался? Насколько она была футбольной?
– Вырос я в самом типичном районе столицы, на Лесном. Как и все парни любил играть во дворе, а любимой игрушкой был мяч. А если говорить о дворовых играх, то для меня они закончились уже в десять лет, когда нас с Никитой Тменовым пригласили тренироваться.
– Как это случилось?
– Мы, как обычно, били мяч о сетку. Подходит к нам незнакомый дядька и предлагает заниматься футболом. Все вроде бы ничего, но когда мы согласились, он повел нас… в лес! Был страшно, но интерес взял верх. Каково же было наше удивление, когда прямо посреди леса перед нами нарисовалась футбольная площадка, где уже бегали наши знакомые. А ведь мы о ней даже не знали! Вот так и начали тренироваться, а дядькой тем был мой первый тренер, Тарас Оглоблин.
– Это и была твоя первая ДЮСШ?
– (смеется) Да, именно на этой площадке я познакомился с футболом. А Тараса Оглоблина называю первым тренером. К тому же, Тарас классный психолог, умеет мотивировать.
– Другими видами спорта не пробовал заниматься?
– С шести до девяти лет занимался гимнастикой, но перелом ключицы отбил охоту продолжать. Да и все мысли тогда уже были связаны с футболом. Кстати, гимнастические упражнения очень полезны для футзалиста!
– Как родители отнеслись к твоему увлечению футболом?
– Положительно. Не знаю людей, которые негативно относятся к спорту. Главное, что я был при деле, не прожигал детство в гаражах за сигаретой. А лет в 12 я впервые побывал на трибунах, на игре «Динамо» (уже и не вспомню, с кем играли…). Сейчас понимаю, что именно эти эмоции стали определяющими для меня в желании стать футболистом.
– В школе хорошо учился?
– Достаточно хорошо. Именно благодаря тому, что родителя меня во всем поддерживали, я старался хорошо учиться, чтобы их не расстраивать. В девятом классе учебу пришлось отложить на второй план – начались тренировки, первая в 9 утра, потому успевали вернуться в школу только к пятому уроку. Приходилось догонять сверстников по знаниям.
– А с футзалом то как познакомился? Ведь в то время этот спорт только набирал популярность…
– Наверное, как и все – из-за снега! На той площадке, в лесу, зимой приходилось расчищать снег, чтобы потренироваться. А когда мы переехали на Троещину, в нашем распоряжении уже было большое школьное поле и спортзал. Летом, естественно, играли в большой футбол. А вот зимой, чтобы снег не чистить, переходили в зал. Тогда же я познакомился с Игорем Викторовичем Селезневым, которым специализировался именно на футзале. В нашей «школе» с его приходом появилось несколько возрастных категорий, все занимались с удовольствием.
– Чем так привлек комнатный футбол?
– В первую очередь скоростью и техникой. А еще нужно было быстро принимать решение, раньше расставаться с мячом. В общем, мне было более интересно играть в зале.
– Но ведь футбол такой популярный, киевское «Динамо», Лига Чемпионов, невероятные гонорары – неужели это все не привлекало?
– Конечно, определенные мысли были, мол, вид спорта не раскрученный, что делать после окончания школы…. Да я и в большой футбол успел поиграть, на первенство Киева. Была такая команда, Обухов, вот за них и бегал. Говорили, что неплохо получалось. Но это были совсем не те эмоции, которые получаешь от игры на паркете.
– А потом был УЛИСС…
– Да, именно так стала называться ДЮСШ, в которой работал Селезнев. Сначала мы назывались «Улисс-СоцТех», вершиной пирамиды была женская футзальная команда. Потом наладились отношения с Университетом пищевой промышленности (у СоцТех дела пошли не очень), мы стали называться «Улисс-НУХТ». В дальнейшем мы стали частью той «Планеты-НУХТ», что играла в Высшей лиге Украины.
– Если мне не изменяет память, среди выпускников «Улисса» тогда было немало известных сегодня игроков?
– Именно так. Собственно, благодаря тому, что выпуск 87-го года был очень сильным, и все ребята поступили в НУХТ, удалось наладить сотрудничество клуба и ВУЗа. А среди выпускников были Сергей Журба и Никита Тменов (ХИТ), Паша Коротенко и Ярослав Заворотний («Эпицентр К3»), Максим Ивонко («Эпицентр К2»).
– Школу ты так и не закончил…
– Не получилось. Когда оставалось два месяца до выпуска, к нам на тренировку приехал Президент ЛТК Юрий Шацкий. Тогда он забрал практически весь 87 год с собой в Луганск, а из нашей команды поехал один я. Обещали все необходимые условия для профессионального роста, а доучивался я уже в спортивном интернате.
– Какие воспоминания остались от игр на юношеском уровне?
– Только самые приятные. Команда была сильная, мы два года подряд становились чемпионами страны, а на чемпионате U-17 вообще не отдали соперникам ни единого очка. Кстати, говорят, именно на U-17 в 2006 году Шацкий и заинтересовался нашими игроками.
Это была Первая часть разговора с Евгением. Во второй части Вы узнаете, каким был ЛТК в свои лучшие годы, об уходе из команды и Ковальчике, а также о том, как пешеходов превращать в футболистов по методу Смоловика...
Беседовал Вячеслав Скоропад