Sport Arena ставит точку в истории с распадом Локомотива, пытаясь заполнить последние пробелы в развитии ситуации и размышляя, как уход Железнодорожников повлияет на украинский футзал.
Еще в мае нечемпионский Продэксим и весь Херсон ждал в гости самый титулованный клуб Украины последних лет — Локомотив, чтобы в пятиматчевой борьбе вырвать путевку в финал. А уже через несколько недель стало известно, что нынешнего Локомотива не будет — хотя клуб и остается, но команда распускается… Славный период в истории Локо подошел к концу.
Спустя время многие приняли этот уход — в конце концов, ничто не вечно, едем дальше. Да и за последние годы в футзале (как и во всем украинском спорте) распалось столько клубов, что очередным «снялись с чемпионата» никого не удивишь.
Еще в мае нечемпионский Продэксим и весь Херсон ждал в гости самый титулованный клуб Украины последних лет — Локомотив, чтобы в пятиматчевой борьбе вырвать путевку в финал. А уже через несколько недель стало известно, что нынешнего Локомотива не будет — хотя клуб и остается, но команда распускается… Славный период в истории Локо подошел к концу.
Спустя время многие приняли этот уход — в конце концов, ничто не вечно, едем дальше. Да и за последние годы в футзале (как и во всем украинском спорте) распалось столько клубов, что очередным «снялись с чемпионата» никого не удивишь.
Но там, где обычная полиция закрывает дело, Шерлок бы призадумался. Почему один из грандов «просто взял и снялся»? Почему клуб остался жить и гарантирует участие в Экстралиге на следующий сезон, но команда буквально распущенна в миг? И самое главное — почему еще весной даже в Харькове о будущем распаде Локо даже и представить не могли?
Официально, конечно же, все перекрывает вопрос денег — трудные времена, нет финансирования и т.д.. Здесь бывшему руководству Локомотива не особо возразишь: еще в конце позапрошлого сезона команде урезали зарплату, игроки, желающие зарабатывать, легко отпускались, а новых вливаний не происходило.
Одним из ключевых факторов стало «охлаждение» отношений между Локомотивом и Украинской железной дорогой. Раньше «железка» регулярно помогала команде и по-своему сыграла роль в успешном становлении команды от детско-юношеского коллектива до чемпиона Украины. Но времена меняются, приходят новые люди, и Локо отошел в на периферию жизни железнодорожников. Давно поговаривают, что предыдущий руководитель УЗ Войцех Бальчун был равнодушен к спорту, поэтому и не расположен к его поддержке. Оно то и понятно — тут плацкартных вагонов не хватает на летний сезон, а там еще и целая команда… И хотя сейчас Бальчуна уже нет в Украине, но Локомотиву это вряд ли поможет.
Но даже так Локомотив еще провел сезон, почти на жилах выиграв «бронзу». Однако это уже шло лишь «по накатанной» старой системы, заложником которой является весь украинский спорт: пока деньги есть — играем, денег нет — расходимся. Здесь часто задумываешься, почему Локомотив, трижды выиграв чемпионство и хорошо повоевав в Кубке УЕФА, так и остался клубом былого образца? Ладно, уже не говорим о модели полноценной продажи игроков (хотя попытаться наладить это дело клуб со статусом и кое-каким именем в Европе мог). Почему в Харькове (в далеко не бедном городе) под все это дело не нашли серьезных инвесторов и не создали хотя бы подобие бизнес-модели, что дало бы основание позже для спасения команды?
Ответ напрашивается очевидный — это никому не было нужно, а присутствующие в клубе люди не умели достичь этого. Основную роль здесь сыграли реалии последних лет — пока денег было в достатке, и они бесперебойно шли, никто не размышлял о другой реальности. А когда все стало худо, то уже было поздно — легче было распустить.
Но больше всего интересно, почему распад Локомотива случился весьма внезапно? Даже в самых приближенных к клубу харьковских кругах не знали о приближающемся конце, уже в июле засыпая вопросами «Как же так, почему вы никому не говорили и не искали помощи?» Почему Локомотив не бил в колокол? Опять же — ответ либо выше, либо в чисто человеческом факторе.
Помня ту паузу, когда с окончательным решением о распускании команды тянули едва ли не 3 недели, создается впечатление, что кто-то просто сказал: «Все, нынешний Локомотив распадается». При этом данные слова были сказаны не под давлением обстоятельств, а в атмосфере вольного принятия решения. Проще говоря — Локомотив последнего образца просто закрыли, выбросили, и оставили лишь площадку для построения более дешевой команды, которую точно также можно будет потом сразу закрыть. Иначе зачем тогда было распускать лишь команду, оставляя жить клуб с инфраструктурой и частью его персонала? И откуда гарантии через сезон снова зайти в Эксталигу?
Скорее всего, этот кто-то один почувствовал, что команда уже переросла свой уровень, и надо было либо что-то придумывать и выходить на следующий этап развития, либо прекращать мучения. А раз придумать не нашлось кому и чего, решили прекратить.
В любом случае распад Локомотива не поставишь в один ряд с исчезновением других команд. При всем уважении к прошлым «падшим», Локо был слишком весомой единицей, чтобы не ощутить его потери.
В первую очередь большой удар в спину потерпела Экстралига и весь клубный украинский футзал. Мало того, что АФУ пришлось в экстренном порядке искать замену Локомотиву (чтобы в чемпионате было 10 команд), так теперь чемпионат явно потерял в конкурентоспособности и качестве.
Конечно, вполне возможно, что рост и прогресс тех же Продэксима и Сокола позволит со временем полноценно заменить Локомотив в Экстралиге. Но пока до этого далеко, как в игровом, так и в инфраструктурном уровне. На ближайшие годы команды Экстралиги потеряли и интересные-содержательные матчи с харьковчанами, и возможность расти благодаря борьбе с сильным соперником, и возможность играть в хорошем зале ДС Локомотив. Вместе с тем весь чемпионат остался без хороших рейтинговых поединков, которые были интересны не только зрителю, но и ТВ, и потенциальным спонсорам (согласитесь, на ТВ обращали бы больше внимание на вывеску Энергия — Локомотив, нежели Энергия — Эпицентр К Авангард).
Ну и отдельно стоит сказать об игроках. Да, кто-то из них уже перерос уровень Экстралиги или заслуживал на более выгодное предложение за границей. Но вместе с этим почти все экс-футзалисты Локо покинули Экстралигу, явно ослабив кадровый потенциал турнира.
В разрезе этого стоит упомянуть и о сборной Украины. Опять же, пускай игроки Локомотива в последние годы и не свершали чемпионских подвигов, не вызываясь в сборную пачками. Но они находились в определенной эффективной системе, выстроенной за годы клубом и Евгением Рывкиным, и почти все время пребывали на максимальном уровне. Сейчас же тот состав разъехался кто куда, с совершенно разными перспективами. Николай Белоцерковец, Евгений Серый, Ярослав Лебедь и Денис Овсянников отправились в Россию, в команды не передовой когорты (и вопрос уровня сегодняшнего чемпионата России тоже спорный). Дмитрий Бондарь перебрался в неблизкий Казахстан, а Александр Сорокин и Дмитрий Литвиненко пока остаются без команд.
В Украине остались Юрий Савенко, Богдан Свиридов (оба — Продэксим), Максим Литвинов (ХИТ) и Сергей Малышко (Титан-Заря), и их перспективы еще довольно оптимистичны. Единственный действительно отменный момент в данной ситуации и для сборной в частности — переезд Дмитрия Сорокина в Экономац. Да, чемпионат Сербии — не Италия/Испания, но Экономац — клуб совершенно иного уровне, который постоянно играет в Кубке УЕФА и постоянно открывает двери в Европу.
Понятно, что дороги назад уже нет — дальше двигаемся без Локомотива. Но горько осознавать другое — весь чемпионат, сборная и украинский футзал в целом получили порцию негатива из-за неоднозначного решения нескольких человек (если даже не одного человека). Решения, которое вполне реально и не столь сложно можно было не допустить.
Источник - https://sportarena.com