Капитан «золотой сборной» России Александр Верижников – о победе на Евро-1999
Сегодня, 28 февраля 2019 года, на наши вопросы отвечает шестикратный чемпион России, пятикратный обладатель Кубка России, обладатель Межконтинентального Кубка по мини-футболу, Чемпион Европы, в прошлом игрок и капитан нашей команды – Александр Верижников.
– Александр Юрьевич, какой момент Вы можете назвать вершиной своей карьеры игрока?
– Несомненно, Евро-99 в Испании является наивысшей точкой моей спортивной карьеры. Те эмоции, которые мне удалось пережить, ни с чем несравнимы. Уже по прошествии 20 лет, я чувствую отголоски той победы, люди узнают, порой в самых необычных местах. Тепло отзываются о нас, той команде. Это очень приятно.
Наверное, в один ряд я мог бы поставить Межконтинентальный Кубок 1997 года, где матчи ничем не уступали по накалу страстей.
– Кто, по Вашему мнению, был идейным вдохновителем той сборной?
– Конечно, в этой сборной были руководители, люди ответственный за те или иные вещи, но ни для кого не секрет, что основной движущей силой в руководстве той сборной был генеральный директор – Козлов Сергей Анатольевич. Человек, взявший на себя всю ответственность за результат еще до начала игр. Он умел правильно общаться с людьми, заряжать нас на победу, надавливая на определенные точки, порой не всегда приятные, для того, чтобы игрок мог реализовать себя на сто процентов. И показал, что он был прав во всём, что говорил, делал, пытался донести до нас.
Думаю, большой опыт проведения турниров на европейском уровне помог ему и нам справиться с волнением, сосредоточиться и поверить в положительный исход. Не стоит забывать, что «Дина» играла в международных турнирах с самого основания. Сергей Анатольевич привозил серьезные команды в Россию, где мы могли проверить свои силы. Этому ЧЕ предшествовали и игры в Кубке Чемпионов и масса товарищеских турниров и Межконтинентальные Кубки. Так что у костяка команды этот турнир был некой чертой в карьеры. Предварительную работу из года в год мы делали на «отлично», побеждая на всех уровнях. Так что я бы разделил ту победу с ним в полной мере. Сомневаюсь, что без его присутствия, без его преданности спорту и той работы, которую он проделал с момента основания Дины, сразу задав очень высокую планку, сборная бы выиграла.
– Расскажите о моменте, который запомнился Вам на Евро-99 больше всего.
– Моментов, конечно, было много, хотя саму игру в финале я помню с трудом. Свои эмоции, эмоции соперника, неистовые испанские болельщики, горячо поддерживали свою команду, не дали мне запомнить всю игру досконально. Мы же были запредельно собранны до самого конца. Я бы отметил тот миг, ту секунду после победного гола, когда я в полной мере понял смысл слова «всё», одновременно переполняющее и опустошающее.
Вторые мысли были уже более земные. Осознание того что мы сделали для нас, для болельщиков, для страны. Отметил бы пьедестал с кубком, гимн. Ещё один интересный момент, который бы я выделил для себя, это когда мы пришли в раздевалку и впервые за несколько часов сели на скамейку. И наступила тишина. После этого гипервсплеска эмоций от радости победы мы сидели молча. Не знали, что говорить и делать. Кто-то плакал от счастья. Кто-то смотрел в точку. Длилось это недолго. Шумная делегация руководства с шампанским сняла нашу временную пелену и всё началось вновь: объятия, поздравления.
– Кто из соперников по тому турниру Вам запомнился больше всего? Кого бы Вы особенно отметили?
– Не открою ни для кого секрет, если скажу, что вся сборная Испании была невероятно сильна, и я бы отметил всю «Красную фурию». Что касается других команд то, это не только моё мнение, но и мнение специалистов и болельщиков, что полуфинальная игра с Голландией была сверхрезультативной и интересной. В той игре, помимо признанного лидера и голеадора Грюнхольца у соперников отличился Лангенхузен, доставивший нам немало хлопот, хотя скажу по секрету, несмотря на такое обилие голов в полуфинале, на скамейке мы нисколько не сомневались в положительном исходе встречи.
– Кто, по Вашему мнению, достоин наивысших оценок в составе сборной команды России?
– Мы шли к этой победе годами, поймите она не была спонтанна, а на длинном , не легком спортивном пути бывает всякое. Сегодня у тебя травма , завтра ты на поле. Вклад каждого уникален. Так что выделять кого-то одного на этом конкретном турнире или группу игроков было бы неправильно. Даже люди, работавшие с нами, тренерский штаб, медицинский штаб, администрация, помогавшие нам порой в самых, вроде бы элементарных вещах, делали невидимую работу, помогая нам, разгружая наши головы. Чтобы мы могли сосредоточиться только на результате на поле. Болельщики, семьи. Все люди, чьи добрые слова и вера помогали нам к подготовке к турниру. Всё это бесценно и не поддаётся математическому анализу. Один, как говорится, в командном виде спорте в поле не воин.
– Последний пенальти бил Константин Еременко, так и было задумано изначально?
– Конечно, серия пенальти стоит особняком, хоть это и является продолжением игры. У нас была штатная пятерка, порядок пробития пенальти. Победный мяч забил Костя. Хотя по плану до пробития бить должен был Аркадий Белый. Это был четвертый удар и от него зависел исход игры. Я до конца не знаю, о чём они договорились перед пробитием. Но Костя взял мяч и забил победный гол.
Вообще Константин был харизматичен не только на поле. На том ЧЕ он стал лучшим бомбардиром, в чём особых сомнений у нас не было. В игре он позволял себе больше играть по своему плану, но четверка у нас была сыгранная – мы давно с этим справлялись, перестраивались, где-то подстраховывали его , а он платил нам голами и результатом, и это всех устраивало. За исключением соперников, которым он отгружал с любой точки. Сильный удар с обеих ног, голевое чутьё. Всё это было ему присуще. Даже в финальном матче с Испанцами я видел глаза вратаря, когда Костя забивал своим пушечным ударом с игры. Глаза отчаяния.
– Почему до сих пор нет повторения этого результата?
– Да, действительно времени прошло не мало, 20 лет. Скорее всего, на это есть определенные причины и если в той команде я, находясь в раздевалке, знал их, то сегодня могу только высказывать своё мнение, опираясь на слухи и сплетни. Имея очень сильных игроков, может быть, нам как раз и не хватает такого человека как Сергей Козлов.
Я не хочу подставить под сомнение желание выиграть и веру в свои силы у ребят и руководства нынешней сборной. Но на одном желании не уедешь и настоящая большая победа – это кропотливая работа не только ребят-исполнителей, но и людей находящихся в окружении, способных подобрать правильные слова, правильный ритм работы такого сложного механизма, состоящего из многих, порой абсолютно в жизни разных, но индивидуально сильных игроков. Уверен, что кому-то мои слова могут не понравиться или же будет совсем иное мнение, но я, как игрок той команды вижу это так.
– Что или кто был главным козырем той сборной, благодаря чему все-таки победили?
– Я думаю, что в тот момент результат дала та модель, которую мы выбрали. Не изобретая велосипед, как в своё время хоккейный ЦСКА, базой сборной стала «Дина». Нам не нужно было тратить время на притирку, поиска оптимальных сочетаний. Руководство, тренерский и медицинские штабы, администрация были из «Дины». Нам было комфортно и легко. Год за годом играли против лучших команд, игроков со всего мира. Тем самым мы сэкономили уйму времени на нефутбольные дела и к 99-му году мы подошли сверхмотивированным, с богатым международным опытом, готовые к самой важной победе в карьере. Как я уже говорил выше, для нас, пускай и неосознанно подготовка к этой победе началась гораздо раньше, за годы до ЧЕ99, благодаря той линии, которую выбрал Сергей Анатольевич в клубе, органично перенеся ее на сборную в Испании.
Источник – ИСК «Дина» в Вк