Второй тренер испанской «Барсы» Мигель Андрес – о своей карьере, заграничном опыте и тренерах, с которыми работал
Третье интервью для портала sextoanillo.com относится к теме «Важность второго тренера в футзале», и на этот раз настала очередь Мигеля Андреса Морено, второго тренера «Барсы Футзал».
Хосе Торрес: — Добро пожаловать, Мигель, для меня большая честь иметь возможность провести с тобой это интервью, поскольку я считаю тебя эталоном для любого детского тренера, который мечтает достичь хотя бы небольшой части всего, чего достиг ты в футзале.
Мигель Андрес: — Рад с тобой поболтать.
— Прежде всего, и, как и в предыдущих интервью с Луисом и Тете, я хотел бы спросить тебя о ситуации со здоровьем, в которой нам пришлось жить в связи с пандемией Covid-19, как у тебя лично? Как ты проходишь через это все в спорте, в команде и в клубе?
— Прежде всего, большое спасибо за приглашение принять участие в этой серии интервью. Это честь для меня. Я отнесся к пандемии с большим вниманием, учитывая то, что нам всегда говорили различные органы здравоохранения и политические органы. Я понимаю, что это была ситуация, к которой мы не были готовы, и к которой нам пришлось адаптироваться, когда мы узнали о ней больше. Мне было тяжело носить маску на открытом воздухе в местах, где нет большого скопления людей. Мне очень тяжело было видеть количество людей, которые заболели и, к сожалению, умерли... И меня очень раздражало отсутствие личной ответственности некоторых. С другой стороны, меня наполнило гордостью то, какую непосильную работу проводили санитарные службы и различные органы власти. И в меня вселило много надежды увидеть хорошую часть общества. Было много щедрых и поддерживающих жестов, которые внушали мне определенный оптимизм.
В команде мы прошли через все это наилучшим образом. С большим контролем и осторожностью. Всегда уважая рекомендации органов здравоохранения и клуба, и проходя через все препятствия, которые появлялись, чтобы найти лучший выход из сложившейся ситуации.
Личная информация и спортивная карьера
— У тебя большой опыт работы на скамейках запасных как в нашей Лиге, так и в командах и сборных раличного уровня. Чтобы лучше узнать тебя, не мог бы ты рассказать нам, в чем заключается твоё спортивное образование и в какой-то мере резюмировать свой профессиональный опыт?
— Мое спортивное образование можно разделить на три составляющих. Одна из них — академическая часть. Я изучал физическую подготовку и спортивные науки, а также окончил различные курсы, которые дают диплом тренера по футзалу. Вторая часть — неакадемическая учебная часть. Считаю, что изучение работы других тренеров, из других видов спорта и других предметов является одним из самых важных аспектов моего образования. Это то, что является частью моей повседневной жизни.
Это правда – вот уже много лет изо дня в день я меньше читаю о футзале и спорте в целом, и читаю гораздо больше другой литературы, которая, как мне кажется, даёт мне больше в личностной и социальной сферах. И третья составляющая — это опыт. До того, как я начал работать в командах профессионального уровня, я много работал с детьми разного возраста и со взрослыми непрофессиональными категориями. Я также имел дело с другими видами спорта, которые не имеют ничего общего с футзалом, и это тоже повлияло на меня. А потом, более двадцати лет и по сей день, я работаю в командах высокого уровня.
Короче говоря, я работал на профессиональном уровне в «Плаяс де Кастельон», «Интер Мовистар», сборной Испании, московской «Дине», сборной Нидерландов, сборной Азербайджана, «Аразе», «Эйндховене» и «Барселоне». Их не так много за более чем 20 лет, но в трех национальных сборных, в которых я работал, я пробыл как минимум по 5 сезонов в каждой.
Очень подготовленный профессионал
— Существовал ли «футзалист Мигель Андрес», или ты всегда знал, что тебе нужно быть в 40х20, но в качестве тренера?
— Был Мигель Андрес, который в детстве много играл в футзал. Потом какое-то время я одновременно играл в футзал и баскетбол. А баскетбол мне нравился больше. Позже, во время учебы в университете, я занимался баскетболом и совмещал тренировки в командах по футзалу и баскетболу, работал в тренажерном зале, тренировал взрослых...
В последний год обучения я начал работать тренером по физподготовке в команде Второго дивизиона «Олиас дель Рей» (Толедо), с которой мы хорошо выступили, и в которой я начал знакомиться с футзалом на более высоком уровне. Во всяком случае, в моем городе, Толедо, футзал был очень популярным. В годы моего детства и юности всегда были отличные команды, и нам посчастливилось увидеть лучшее из футзала дома.
— Как ты начинал в качестве тренера?
— Я уже плохо помню свой возраст, но думаю, что когда мне было тринадцать или четырнадцать, я уже тренировал команды в моем районе. В то время обучение было очень скудным, но стремление и врожденная предрасположенность детей к игре компенсировали мои недостатки. Дальше я постоянно прогрессировал. Сначала как тренер по физподготовке, а потом из-за того, что в первые годы в тренерском штабе не было много людей, я уже начал работать ассистентом главного тренера и тренером вратарей.
Первые сезоны в элитном футзале
— Сезон 2001-02 годов, с тех пор прошло почти двадцать лет, и у тебя появился шанс стать частью «Плаяс де Кастельон», легендарного клуба нашего футзала. Как появилась такая возможность, и какие воспоминания об этом ты можешь нам рассказать?
— Ну, в то время решение далось мне очень сложно, потому что у меня только родился ребенок, а моя жена работала в Толедо. У меня также была работа в Толедо, и переезд в Кастельон означал, что мне пришлось ехать одному и оставить семью в Толедо. В те времена не было видеозвонков, и общение было не таким простым, как сегодня. Заработная плата, которую мне предложили, была не выше, чем я зарабатывал в Толедо, выполняя разные виды работ.
Затем мне позвонил Хосе Антонио Диас Ринкон, тренер по физподготовке сборной Испании и «Плаяс де Кастельон», и сказал, что его отпуск учителя средней школы подходит к концу и команде нужен тренер по физподготовке. Хосе Антонио был одним из моих учителей физкультуры в средней школе.
Я решил, заручившись поддержкой жены, рискнуть. Я поехал в Кастельон, и мне посчастливилось, что через несколько месяцев после моего приезда, мы выиграли первый Кубок УЕФА по футзалу (Лига Чемпионов сейчас). В течение двух лет каждые выходные после окончания игры в Кастельоне я брал свой Peugeot 306 и ехал в Толедо (около 450 км) и возвращался в воскресенье вечером. Если игра была вдали от дома, мне удавалось сделать то же самое, когда я приезжал в Кастельон, или если мы играли в районе Мадрида и Сеговии, я оставался. И если мы играли в Галисии, так как ехали автобусом, на обратном пути меня высаживали по дороге. Я помню, как несколько часов спал в Аточе, ожидая, когда утром отправится первый поезд. После этих двух лет моя семья переехала в Кастельон, и мы провели там еще три года.
Воспоминания очень хорошие. Мне посчастливилось работать с отличными тренерами, с отличными профессионалами и с отличными игроками. Лучшее из тех лет – это дружба, которая длится по сей день.
На спортивном уровне это было великолепно. Два еврокубка и впечатляющая публика. Весь город был полностью связан с командой. Это был социальный феномен.
Рывок в карьере
— После периода в «Плайяс» наступил период в «Интервью». Ты покинул отличную команду, чтобы перейти в ещё лучшую.
— Лучшая команда в истории в лучший момент в истории футзала. Это была чрезвычайно конкурентоспособная команда с игровыми и интеллектуальными ресурсами, каких я больше никогда не видел. Это было большой удачей и важным этапом моего обучения — иметь возможность проводить столько времени с такими большими талантами.
Сборная
— Помимо работы в клубах, ты входил в тренерский состав испанской сборной по футзалу. Какие различия ты заметил между работой в клубе и работой в сборной?
— Главное отличие, которое я увидел, было в управлении командой. В клубе есть больше часов, которыми можно распоряжаться. Это 11 месяцев в году, а во многих случаях — несколько лет. Вы должны очень заботиться о взаимоотношениях, и работа по управлению командой намного сложнее, чем в сборной. Ни у кого нет контракта в сборной, и все хотят там быть. Прилагаемые усилия и поведение разные. Управление сборной командой другое. Тоже сложно, но по-другому. Также работа в сборной имеет некоторые особенности, например, работа на подготовку к определенной дате. В команде нужно быть готовым каждую неделю.
Тренер-путешественник
— Постараюсь ничего не упустить в твоём резюме. Выезд за границу с опытом работы в «Дине» (Москва), академии в США, голландской сборной и «ПСВ Эйндховен». Также сборная Азербайджана и «Араз» (Нахичевань). Я думаю, все это очень обогащает опыт.
— Без сомнения. И на профессиональном уровне, и, прежде всего, на личностном. Жизнь в других культурах, в других странах и с другими людьми помогла мне обрести иное видение, немного больше изучить взаимосвязи всех процессов. Чтобы уделять большее значение тому, что является самым важным. Возможность изучения других языков и сложность управления командой без владения языком – это один из аспектов, который следует принимать во внимание в первую очередь. Также было очень важно понять, что чувствуют игроки, когда они покидают свои дома и переходят играть к нам.
— Ты работал с тренерами высшего уровня, такими как Тино Перес, Хесус Канделас, Хуанлу, PC, Мики и Хосе Венансио Лопес. Что ты взял от каждого из них?
— Я многому научился у каждого из них. У одних – трудолюбию, у других – способности к управлению, у третьих – чтению игры, способам обучения, способам руководства, отношению к игрокам, взаимоотношениям с помощниками, методам, как подготовить команду к игре,… Не буду называть имен, но самое важное, чему я научился у некоторых из них, – это честность, порядочность, трудолюбие и страсть к делу, которым я занимаюсь.
Мы продолжим интервью с Мигелем Андресом во второй части, где он расскажет нам о своем приключении в Москве в качестве главного тренера «Дина» (Москва) и о своем опыте в «Барсе»…
Источник – sextoanillo.com