Капитан сборной Бразилии Родриго – о прошедшем чемпионате мира, выступлении своей команды, уровне бразильского чемпионата, перспективах участия в следующем чемпионате мира и проигранном полуфинале с Аргентиной
«Конечно, я не хотел бы, чтобы это был мой последний чемпионат. Но я понимаю, что к следующему чемпионату мира мне будет уже 40 лет, и время невозможно остановить. Но если наш тренерский штаб посчитает, что я нужен, я готов приехать в любой момент»
Капитан сборной Бразилии Родриго Араужо Харди в эксклюзивном интервью высказал свое мнение о прошедшем чемпионате мира в Литве, а также:
- подвел итоги выступления сборной Бразилии;
- сравнил по уровню предыдущих бразильских лидеров с нынешними игроками;
- поделился своим мнением об уровне бразильского чемпионата;
- оценил собственные перспективы попасть в 40 лет на следующий чемпионат мира;
- признался, на что готов пойти, чтобы получить возможность переиграть полуфинальный матч чемпионата мира с Аргентиной.
«Футзал изменился очень сильно тактически. Если раньше можно было вытаскивать матчи за счет индивидуального мастерства, или каких-то нестандартных действий, то сейчас это уже не работает так часто. Играть грамотно в защите, правильно обороняться и распологаться верно тактически научились почти все сборные, которые попали на этот чемпионат мира»
– Второй раз подряд сборная Бразилии проваливается на чемпионате мира по футзалу. Почему так происходит?
– Потому что в мировом футзале сейчас стало больше конкуренции. Раньше нам создавала проблемы только Испания, а сейчас сильных сборных стало больше. Взять даже наш континент. Мы доминировали над всеми. А теперь этого не получается. Очень сильно прибавила Аргентина. У них просто фантастическая команда. И это они доказывают своими результатами: первое место на прошлом турнире и второе на этом – два финала за два турнира. Сильнее по сравнению с прошлым стала и Португалия. Победы на чемпионате Европы и на чемпионате мира сами говорят за себя. Еще очень сильно прибавили те, кто раньше даже не считался фаворитами. Я говорю про Иран и Казахстан. Они научились не только играть на равных, но и обыгрывать сильные команды. Если португальцы всегда были в топе, но им где-то не везло или чего-то не хватало, то прогресс этих сборных не может не вызывать уважения. Они проделали просто невероятную работу.
– Я не спорю, что эти сборные стали сильнее и прибавили. Но тебе не кажется, что просто Бразилия стала слабее?
– Нет. Почему слабее? В чем это проявляется?
– Раньше у вас были сильные индивидуально игроки, которые могли взять все на себя и решить эпизод один в один, переломить ситуация, когда что-то шло не так. Могли даже сыграть очень нестандартно и нечетаемо. Был тот же Фалкао, был Маноэл Тобиас, был Тиаго Мариньо. Сейчас таких лидеров, таких индивидуальностей, таких мастеров, таких звезд просто нет. Поэтому нет и результата…
– Футзал изменился очень сильно тактически. Если раньше можно было, как ты говоришь, вытаскивать матчи за счет индивидуального мастерства, или каких-то нестандартных действий, то сейчас это уже не работает так часто. Играть грамотно в защите, правильно обороняться и располагаться верно тактически научились почти все сборные, которые попали на этот чемпионат мира.
Может быть, разве что команды, которые заняли в своих группах последние места, еще отстают в этом. Но все остальные играют очень правильно. Даже если удается пройти одного игрока соперника, сразу же работает подстраховка и второй защитник мнгновенно накрывает и страхует. А посмотри, как сейчас грамотно перекрывают все зоны и не дают сделать ни точных передач, ни прострелов, когда обороняются все четыре полевых игрока.
– Значит, ты не согласен, что по именам сборная Бразилии слабее своих соперников и уступает им в классе?
– Не могу сказать, что я согласен. Почему слабее? У нас есть Феррао, Диего, Винисиус Роша, Леандро Лино, Гадея, Гитта, Диегиньо. Разве это слабые игроки? Может быть, по именам они не так раскручены, как личный бренд у Фалкао, но это серьезные мастера. А в классе мы точно никому не уступаем. Да, есть и другие классные команды на уровне сборных, которые умеют играть и хорошо это делают. Но сказать, что они класснее, чем мы? Нет, я так не думаю.
«В бразильском чемпионате очень много игроков, которые могли бы спокойно играть в Европе. Многие уже отыграли свою карьеру за рубежом и вернулись домой. У них есть предложения и сейчас от европейских клубов с предложенем вернуться и продолжить, но они не хотят уезжать, потому что хотят быть рядом со своей семьей, женами, детьми»
– Давай попробуем разобраться в причинах, почему Бразилия не вышла в финал чемпионата мира. На мой взгляд, одна из них в том, что у вас из 16-ти человек в заявке – 8 играют в чемпионате Бразилии…
– А почему это причина, по которой мы не вышли в финал?
– Потому что, это слишком много. Не может сборная претендовать на победу в чемпионате мира, если в ее составе половина команды играет в слабом чемпионате Бразилии. Или ты не считаешь, что бразильский чемпионат слабый?
– В чем слабость бразильского чемпионата?
– Хотя бы в том, что в ведущих европейских чемпионатах играют легионеры со всего мира, у вас же все как-то слишком местечково…
– Я не совсем согласен. В бразильском чемпионате очень много игроков, которые могли бы спокойно играть в Европе. Многие уже отыграли свою карьеру зарубежом и вернулись домой. У них есть предложения и сейчас от европеских клубов с предложенем вернуться и продолжить, но они не хотят уезжать.
– Почему не хотят?
– Потому что хотят быть рядом со своей семьей, женами, детьми. Смотреть, как растут их дети, как ходят в школу. Бразильцы – очень эмоциональный народ. Они не могут долго находиться без семьи и родных, им это очень тяжело. Плюс ко всему, сейчас у нас пришли новые спонсоры, в клубах появились деньги, а в ведущих клубах – очень хорошие деньги. Зачем куда-то ехать и жить вдали от дома, если можно получать хорошую зарплату и играя в Бразилии?
– Хотя бы за прогрессом и ростом…
– Если молодой, тогда еще да. Но если человек уже с опытом и поиграл и в Европе, и в России, и в Казахстане, и в Азии. И дома ему предлагают хорошие условия. Что лучше выбрать?
– Я с тобой согласен, что поигравшие в Европе опытные бразильцы, вернувшиеся в местный чемпионат, делают его сильнее. Но все равно, на мой взгляд, бразильский чемпионат уступает в классе всем ведущим европейским турнирам: и испанскому, и российскому, и португальскому, и итальянскому…
– В любом чемпионате есть своя специфика. Если испанец или итальянец приедет играть в Бразилию, ему тоже сложно будет приспособиться к местной специфике.
– Я смотрел в последнее время много матчей чемпионата Бразилии. То, что происходит там, просто невозможно ни в одном европейском чемпионате. Защитники на равне ведут борьбу с нападающими и столбами за звание лучших бомбардиров чемпионатов. Защитник становится лучшим снайпером, и это у вас норма! Я уже не говорю про то, что во многих клубах последние защитники становятся лучшими бомбардирами. Я как-то видел статитстику, так у половины команд лучшие бомбардиры в составе – тоже игроки обороны. Ты согласен, что в нормальном чемпионате такое невозможно?
– Почему?
– Потому что у вас просто не накрывают последнего игрока. Давай я тебе опишу типичный и дежурный гол из вашего чемпионата. Любой стандарт, навес, угловой – идет передача назад под удар и защитник со всей силы заряжает по воротам и забивает. Ему дают свободу, ему дают время, его не встречают, не блокируют. В Европе такое просто невозможно. Никто не даст забивать такие мячи. Я не представляю, чтобы в нормальном европейском чемпионате последний защитник стал лучшим бомбардиром турнира, а еще у половины команд больше всего голов забили тоже защитники…
– Может быть, тактике в Европе уделяют больше внимания. Но я не согласен, что защитники забивают только в Бразилии и нигде больше. Посмотри на Дугласа. Он тоже защитник, но стабильно один из лучших бомбардиров на чемпионатах мира и Европы. Говорить, что такие голы издали, залетают только в бразильском чемпионате, тоже неправильно. Пример – недавний удар Ле в нашем матче с Казахстаном. Ты говоришь, что это типичные голы для нашего бразильского чемпионата. Но этот мяч был забит не в матче аутсайдеров бразильского первенства, а на чемпионате мира, еще и в игре за третье место. У меня у самого 100 голов за сборную Бразилии и забивал я их далеко не в матчах с бразильскими клубами.
«Попасть в 40 лет на чемпионат мира для галочки, чтобы просто устанавливать рекорды – это не мое. Не хочу, чтобы меня вызывали потому, что мне надо побить какие-то цифры. Не хочу, чтобы меня вызывали и за былые достижения. Только если наш тренерский штаб решит, что я нужен им и смогу помочь добиться цели, тогда я с удовольствием останусь в сборной и приеду на чемпионат мира»
– Ты вспомнил Ле, которому в этом году исполнилось 36 лет, и который заявил, что понимает, что это был его последний чемпионат мира, поэтому он уходит из сборной. Ты старше Ле ровно на три месяца. Ты тоже понимаешь, что это был твой последний чемпионат мира?
– Конечно, я не хотел бы, чтобы это был мой последний чемпионат. Но я понимаю, что к тому моменту мне будет уже 40 лет и время невозможно остановить. Я не хочу уходить из сборной и хочу приносить ей пользу и дальше. Только если наш тренерский штаб посчитает, что я нужен в этом году, я приеду в сборную в этом году. Если там решат, что я нужен им на чемпионате мира, я приму вызов и приеду на чемпионат мира. Моя карьера продолжается, она не заканчивается. Буду и дальше играть и показывать себя в клубе, а там уже тренера пусть сами решают, вызывать меня или нет.
– Как ты думаешь, в 40 лет ты сможешь принести пользу сборной на чемпионате мира?
– Смотря какой сборной (смеется). Если мы говорим про сборные, которые не вышли из групп или вылетели в 1/8 финала, и в 40 лет я мог бы быть им полезен. Смогу ли я играть в этом возрасте на уровне сборной Бразилии? Посмотрим. Но я понимаю, что это очень сложно. У нас много хороших молодых ребят и они наступают.
– Для защитника важен больше опыт. Может быть, тебя взяли бы в сборную, больше как играющего тренера, для поддержания общего морального духа и настроя в команде. Примерно, как третьи вратари на чемпионатах Европы и мира. Все понимают, что они вряд ли будут играть, но зато сам статус поездки и попадание в состав на такой турнир уже говорят сами за себя…
– Нет, я бы не хотел так. Ехать и не играть? Зачем такое нужно? Это не для меня. Лучше тогда уже смотреть чемпионат дома по телевизору.
– Как зачем нужно? Ты бы мог выйти на пару минут или сыграть в матче с условными Соломоновыми остравами, зато установил бы парочку рекордов индивидуальных и общих. Разве это плохо?
– Попасть в 40 лет на чемпионат мира для галочки, чтобы просто устанавливать рекорды – это не мое. Я не хочу так. Не хочу, чтобы меня вызывали потому, что мне надо побить какие-то цифры. Не хочу, чтобы меня вызывали и за былые достижения. Если наш тренерский штаб решит, что я нужен им и смогу помочь добиться цели, тогда я с удовольствием останусь в сборной и приеду на чемпионат мира. Но ехать туда ради рекордов или ради личных амбиций и пиара мне не нужно.
– Перед чемпионатом мира ты давал интервью официальному сайту ФИФА и сделал в нем такое громкое заявление, что готов вырвать сердце из груди и поменять его на титул. Тебе не кажется, что это был так себе популизм?
– Нет, я на самом деле готов это сделать. Вот только, к сожалению, никто нам не даст за это титул. Я готов даже поменять это не на титул, а на просто возможность переиграть тот полуфинал с Аргентиной.
Беседовал Сергей Беседин