Экс-игрок криворожского «Привата», двукратный чемпион Израиля Иван Дедунов – об израильском футзале, дебюте в сборной Израиля и перспективах «Маккаби Нахалат Ицхак» в Лиге чемпионов УЕФА
– Иван, расскажите, как все начиналось? И как попал в футзал?
– Никоим образом не предполагал, что окажусь в футзале. Хотя любовь к этому виду спорта закладывалась еще в школьные годы, когда по той или иной причине тренировки в футбольной школе Кривбасс-84 на улице на резиновом(!) поле отменялись и переносились в зал. Получали от этого огромное удовольствие.
Когда нашу группу разделили на две части, одна из которых занималась утром, а вторая вечером, то я, помимо утренних тренировок, посещал и вечерние, только для того, чтобы поиграть в зале, где они проходили. После окончания футбольной школы, когда мне сказали, основываясь на советской системе оценки перспективности футболистов, что мои антропометрические данные не подходят для игры в футбол, не прекращал поиски своего пути в футболе.
– После окончания детско-юношеской школы “Кривбасс-84” Вы, примерно, через 10 лет засветились в базе ФФУ. В чем причина такой паузы?
– Сложно сказать, почему эти десять лет нигде не освещались, но играл я в этот период более чем активно (смееется). Возможно, причина в некачественной работе тех, которые отвечает за этот вопрос в футболе. После окончания футбольной школы, где на меня не возлагали особых надежд, я не закончил играть в футбол. Были всевозможные турниры, чемпионаты города и области, большой и мини-футбол, местная Бизнес-Лига, Всеукраинский финал Бизнес-Лиги, в котором «Приват» дважды побеждал.
– Почему Вы предпочли играть в футзал? И где вы чувствовали себя комфортнее?
– Поступил в институт и сразу пошел в секцию большого футбола. Но, наверное, услышал голос свыше: мои друзья по футбольной школе, старше по возрасту, сказали: «Зачем тебе этот футбол, пошли к нам в мини-футбол.» Немалую роль в моем переходе в футзал сыграли, наверное, и поля большого футбола, больше похожие на огороды (улыбается).
– Во времена, когда Вы играли за «Приват», Вы провели несколько игр в составе криворожского «Металлурга» в аматорском чемпионате Украины.
– Причина совмещения игр за «Приват» и за «Металлург» – наверное, как и все молодые, хотел играть во всех турнирах, чемпионатах и кубках, насколько хватало сил. Ну, и не буду отрицать финансовую составляющую. В «Привате» не очень много платили, так что лишний заработок был хорошим подспорьем.
– Где себя чувствовали комфортнее – на зелёном поле или на паркете?
– Могу с уверенностью сказать, что комфортнее чувствовал и чувствую себя в футзале. Лучше получается, добился определенных успехов и получаю больше удовольствия именно от этой игры. В какой-то мере пришлось пожертвовать большим футболом ради футзала.
– Как Вы оказались в израильском футзале?
– Конец одного периода жизни – это начало нового. Карьера моя в экстралиговском «Привате» не сложилась, хотя с командой я был с момента ее создания, пройдя путь от чемпионата города и до Экстралиги. Причина – тогдашний главный тренер «Привата» Александр Дмитриевич Юзик и спортивный директор клуба Виталий Николаевич Поляков не видели меня в команде.
Я воспользовался представившейся возможностью переехать в Израиль. Уже когда оказался здесь, в Израиле, начал поиски нового клуба – очень хотелось продолжать заниматься любимым делом. Побывал на просмотре в трех командах, которые являются в Израиле лидерами, но я ничего не знал об израильском футзале и не подозревал об этом. В конце концов выбрал именно «Маккаби» (Тель-Авив), по географическому принципу – не было возможности ездить на тренировки, проводя два часа в дороге. Как оказалось, не прогадал. Не скажу, что сначала было легко, скорее наоборот. Понемногу привыкал к стилю местного футзала и его особенностям, осваивал язык, плюс к этому надо было определиться с жильем и работой.
– Что из себя представляет «Маккаби»?
– Тут уточню – не путайте с командой «Маккаби» (Тель-Авив), которая играет в Лиге Аль (высшая) чемпионата Израиля по большому футболу. Нашим любителям футбола она может быть известна по выступлениям в Лиге Чемпионов. У моей команды с ней общее – только первое слово в названии команды.
Полное название моей команды – «Маккаби Нахалат Ицхак». Ее основала группа единомышленников, проживающих в одном из районов Тель-Авива. В 2012 году «Маккаби» уже завоевывал чемпионский титул страны, однако в последующие годы сделать этого не удавалось. И лишь спустя пять лет вновь удалось покорить эту вершину.
В команде много качественных игроков, хватает и игроков сборной страны. Практически на каждый сбор вызывают как минимум пять игроков нашей команды. Проблема в том, что большинство игроков – возрастные, им уже за тридцать, а а молодежи в достаточном количестве нет. В моей команде есть игроки, которые играли против Рикардиньо, в те времена, когда он выступал за португальскую «Бенфику». Они в студенческие годы играли против сегодняшних звезд мирового футзала, на заре их карьеры. Есть среди них настоящие профессионалы и фанаты футзала, которые преданы этой игре и делают все, чтобы она развивалась.
– Есть еще выходцы из других республик СССР, которые играют в чемпионате Израиля? Есть ли в чемпионате Израиля легионеры?
– Если считать арабов легионерами, то есть. А вообще, насколько я знаю, чтобы играть в национальной лиге, у игрока должно быть израильское гражданство. Хотя в университетских командах играют футзалисты из других стран, приехавшие в Израиль на учебу, но они имеют специальное разрешение от ассоциации. Из республик СССР – не скажу, что много, но есть и такие. Например, из России, Беларуси, Молдовы, Украины, так как прибывает большое количество репатриантов именно из этих стран.
– Что собой представляет израильский футзал? Каковы его особенности?
– Израильский футзал своеобразен. Мое первое впечатление было такое: так как школ футзала тут нет, то команды не очень подкованы в плане организации игры. Я имею в виду правильные тактические схемы, расположение игроков в обороне, переход из обороны в атаку и т.п. Когда пришел в команду, на первых порах много спорил с партнерами по этому поводу – было сложно и тяжело в этом плане. Тем более когда ты приехал из другой страны, где играл на довольно высоком уровне. А тебя пытаются переубедить, что тут играть надо не так, а совершенно иначе.
Наверное, с их стороны выглядело это аналогично. Но со временем притерлись, нашли взаимопонимание. Тут очень много технически сильных игроков, которые могут обыграть один в один того – этого у израильтян не отнять. На этом и строится вся игра. Но сейчас потихоньку начинают понимать, что нужно стараться играть в командный футзал и при этом правильно использовать индивидуальные качества игрока. В этом плане на уровне в сборной команде ситуация намного лучше.
– Насколько популярен футзал на Земле обетованной?
– Насчет популярности скажу так – тут играет очень много людей, но не в профессиональный футзал. Наверное, больше подойдет определение «мини-футбол». Очень много площадок на улицах, в парках, большое количество игровых залов в комплексах, и все занято с утра до позднего вечера. Иногда даже тяжело найти место и время для тренировки.
– Что собой представляет национальный чемпионат? Какие команды являются претендентами на чемпионство?
– Национальный чемпионат – это две лиги по две группы. В каждой группе по 7-8 команд. Очень много команд из колледжей и университетов, которые имеют еще и свою, студенческую лигу. Система проведения – сначала регулярный чемпионат, а потом плей-офф. За последние годы могу выделить шесть команд, которые в той или иной степени могут отнести к претендентам на чемпионство, хотя две из них выглядят не так убедительно.
Это три студенческих коллектива: университет имени Бен Гуриона, Хайфский университет «Технион» и колледж из Ришон Ле Циона «Михлала ле Минаалим». И три не студенческих клуба – «Маккаби Нахалат Ицхак» (Тель-Авив), футзальный клуб из Ришон Ле Циона (еще одна команда из этого города), и еще одна команда из Тель-Авива – «АСА Тель-Авив».
– Как освещается футзал в Израиле?
– На мой взгляд, плохо. Есть сайт федерации футбола Израиля, на котором освещается весь большой футбол Израиля и есть раздел футзала. Новости там только в текстовом формате. Трансляции игр не ведутся, если представители команд заинтересованы, то они сами организовывают съемки игр своей команды.
У некоторых команд есть свои страницы в Фейсбуке – каждый популяризирует свою команду, как может, и освещает ее достижения. Студенческим командам в этом плане легче – есть помощь от университета. А обычным командам нужно рассчитывать на свои силы. От федерации только сайт.
Раньше было иначе – в 2000-х годах были и трансляции по телевидению, и интервью игроков, и другие материалы. Был спонсор («Кока-Кола»), хорошие зарплаты у игроков. Возможно, в этом году что-то изменится с приходом спортивной фирмы «KELME» в израильский футзал, и начнется новый этап в местном футзале.
– В прошлом году Вы играли в Кубке УЕФА и забили два мяча. Как Вы считаете, чего не хватило Маккаби для выхода в следующий этап?
– Мне кажется, что не хватило нам мастерства. В Израиле мало высококлассных футзалистов, а пригласить кого-то не позволяет бюджет клуба. Не секрет, что многие команды, приезжая на предварительные этапы отбора, привлекают легионеров, чтобы получить путевку в основной раунд.
Мы решили играть своими силами. В нашей группе был явный фаворит – мальтийский «Люксол» из Мальты, который пригласил в свои ряды футзалистов уровнем повыше. Остальные три команды, включая нас, были примерно одного уровня. Несмотря на поражение в первом туре от македонской команды 1:5, шансы на выход у нас были. Не пошла игра с «пятым», за что и поплатились. Кстати, и македонцы пригласили одного легионера, по-моему, из сборной Сербии.
В последнем туре вышли против фаворитов – мальтийцев, которые показали очень качественный футзал в предыдущих двух турах. При условии нашей победы и удачно сложившихся обстоятельств в игре другой пары мы могли рассчитывать и на выход из группы. Мы понимали, что в мастерстве им уступаем и решили удивить соперника – с середины первого тайма вышли играть пять против четверых. Они оказались к такой тактике не готовы. Играли мы с ними на равных и даже заставили немного понервничать. Но добыть победу так и не удалось. В общем, получили опыт от игры с сильными соперниками и удовольствие от участие в еврокубках. И поехали домой работать над собой (улыбается).
– Какие задачи стоят перед “Маккаби” в отборочном цикле Лиги чемпионов? Как оцениваете шансы команды в борьбе с боснийским, датским и шотландским чемпионами?
– Перед нами стоит задача выхода из группы. Тем более что с этого года – это уже Лига чемпионов, а не Кубок УЕФА, как было ранее. Хотим быть первой израильской командой, которая пройдет в следующий раунд в рамках Лиги чемпионов. Как и в прошлом году, есть явный фаворит – это команда из Боснии, которая уже усилились несколькими игроками в преддверии отборочного раунда, судя по последним новостям. Но ничего, в футзал играют не на бумаге, а на площадке, а там уже как сложится. С датским и шотландским футзалом знаком только на уровне сборных команд. Дания сделала огромный шаг вперед в развитии футзала, появилось очень много молодых и талантливых игроков, датский футзал развивается.
Что происходит на клубном уровне, сказать не могу, потому что хорошие датские игроки стараются выехать за рубеж, играть в более сильном чемпионате. Но нельзя сбрасывать их со счетов, все-таки чемпионы страны. С шотландцами, думаю, будет проще.
– Почему Вы приняли решение играть за сборную Израиля? Когда произошел ваш дебют в сборной?
– Я думаю, что любой футболист, возьмем не только футбол, каждый спортсмен мечтает выступать за сборную своей страны. Поэтому, когда провел неплохой сезон в своем клубе и получил приглашение от главного тренера израильской сборной, долго не думал.
Скажу честно, что в какой-то мере я даже ожидал этого. Для меня это стало новым вызовом, возможностью получить новый опыт на европейской арене, и возможностью развиваться дальше.
Официальный дебют состоялся уже в Грузии, куда мы прибыли на отборочный этап чемпионата Европы в 2017 году. До этого у нас был еще подготовительный турнир в Хорватии. В сборной команде меня используют чуть в другом амплуа, нежели в клубе.
– Какие перспективы у израильского футзала?
– Я не функционер, но, на мой взгляд, перспективы есть, и то, что они есть – уже хорошо (улыбается). Как и везде, все зависит от финансирования. Проблем с залами тут нет. Очень много современных залов, которые соответствуют всем параметрам. Наверное, нужно дать только толчок, заинтересовать новых игроков, которые поднимут футзал на более высокий уровень. Здесь их можно найти много и на любой вкус, так как Израиль – это многонациональная страна.
Тут есть люди со всего мира – из Южной Америки и Европы, многие приезжают с постсоветского пространства. Пойдут люди на трибуны – будет внимание со стороны СМИ и телевидения. Как это произошло здесь в пляжном футболе – он в Израиле сейчас очень популярен. И трансляции на национальных спортивных каналах, и люди ходят смотреть, и уровень игроков постоянно растет. Будем надеяться, что с футзалом произойдет то же самое.
Леонид Филевич, Сергей Чайка