Помощник главного тренера испанской «Барсы» Мигель Андрес – о работе в России, отношениях с Андреу Пласа и пяти победах в Лиге чемпионов
Мигель Андрес: «Самое важное, чему я научился – это честность, порядочность, трудолюбие и страсть к делу, которым я занимаюсь»
Вторая часть интервью с Мигелем Андресом Морено, вторым тренером “Барсы” по футзалу, для цикла «Важность второго тренера в футзале». Мы возвращаемся к важному моменту в спортивной карьере Мигеля: его переходу в московскую «Дину» в качестве главного тренера.
«Крещение» в роли главного тренера
— У тебя появляется возможность покинуть Испанию, чтобы стать главным тренером «Дины» (Москва). Тебе тяжело далось такое решение?
— Да. Очень деликатное профессиональное, личное и семейное решение. Но снова я решаю рискнуть. Во многих отношениях. Самое главное в отношении семьи. Моя жена на тот момент была беременна второй дочерью, а моему сыну было уже 10 лет. У нас обоих была работа, и нам пришлось оторваться от всего, чтобы поехать в страну, о которой мы ничего не знали. В то время я совмещал свою работу в «Интере» с работой в сборной Испании. Но я думал, что в профессиональном плане это поможет мне вырасти. Я снова уехал ненадолго, пока у меня не родилась дочь и она не стала достаточно взрослой, чтобы поехать в Москву… когда ей исполнилось 15 дней!
И спортивный вызов был превосходным. Я шёл в самую успешную команду России всех времен, которая переживала длительный кризис результатов нескольких лет и экономическую ситуацию, не позволяющую кардинальных изменений в краткосрочной перспективе.
И когда я приехал в Москву, то увидел клуб со структурой, которая не была наиболее подходящей для правильной игры игроков, которые были в команде в то время, и, тем более, для возможности приглашать иностранных игроков хорошего уровеня.
Итак, первый этап заключался в том, чтобы защитить себя в спортивном плане, насколько это было возможно, с той командой, которая была, и в которую было вложено много работы и усилий. Заключался и в создании условий для работы и жизни, которые позволили бы нам привлекать игроков высокого уровня, и чтоб они не захотели уехать через два дня. Россия – страна, очень отличная от нашей, с очень тяжелым климатом, с другим языком, другой гастрономией, короче говоря, страна, к которой не все легко адаптируются. Вы проводите недели, а иногда и месяцы, не видя солнца.
Нам удалось кардинально изменить структуру клуба, наняв профессионалов высшего уровня, которые позаботились в этом клубе об очень запущенных аспектах (в то время и в дальнейшем), предлагая хорошие условия жизни и работы пришедшим игрокам ради двойной цели: во-первых, обеспечивать хорошие спортивные результаты; и во-вторых, но не менее важно, нанять хороших людей и хороших профессионалов, которые будут оказывать влияние на местных игроков так, чтобы это влияние, с течением времени и работы, стало новой культурой, новым дыханием профессионального вида спорта.
Нам посчастливилось постепенно подписывать таких игроков, как Хесус (вратарь «Мостолеса»), Хави Родригес («Бурела»), Марсело (бывший игрок испанской сборной), Маурисио («Хаэн»), Карлиньос («Карлос Барбоза»), Алемао («Лобейе») и Эскердинья («Каха Сеговия»). Не все одновременно, одни приходили, а другие уходили. Мы в них не ошиблись. Они отлично справились со своей работой. Они преодолели трудности переезда в другую страну, а также создали эффект «положительного влияния» на профессиональных российских игроков. Клуб и команда претерпели такую трансформацию, что с последних позиций, где мы были, за четыре года команде удалось подняться до Финала четырех Кубка УЕФА в Лиссабоне. И если бы не новый экономический кризис, который клуб пережил 3-4 года назад, сегодня он был бы одной из авторитетных команд в Европе. Несомненно. Это действительно, как говорится, через кровь, пот и слезы. Очень тяжело.
Контракт с «Барсой»
— В 2016 году ты подписал контракт с «Барсой». Прогресс был очевиден: «Плаяс», «Интервью», а теперь и еще один клуб, который по масштабам может считаться одним из крупнейших в нашей лиге и в мире футзала. Откуда появились контакты и контракт с барселонской командой?
— В то время, когда менялось руководство секции футзала, мне предложили вариант перейти в «Барсу». Это очень простое решение.
— Расскажи, какие у тебя обязанности в тренерском штабе? Сколько человек в нем состоит?
— Я думаю, что основная функция – дать честное мнение главному тренеру обо всех аспектах, которые могут повлиять на команду. У меня также была возможность быть первым тренером, и я спрашиваю себя, что бы мне мог дать мой помощник. А это искренность, поддержка, критика, компания, атмосфера и, прежде всего, много совместной работы. Я очень стараюсь понять эмоциональное состояние, в котором находится главный тренер, и немного его компенсировать. Когда он находится в наибольшей эйфории, когда больше всего подавлен. Оценить это и выбрать время и место, чтобы сбалансировать эту ситуацию. С другой стороны, в мои обязанности входит руководство тренировками, анализ наших матчей и матчей наших соперников, помощь в управлении игроками, работа над стратегией, тренировка вратарей... Высказать мнение, которое подкрепляет мнение главного тренера или противоречит ему, чтобы он мог принимать разные решения.
Тренерский штаб «Барсы» состоит из первого тренера, второго тренера и тренера по физической подготовке. Затем у нас есть представитель команды, менеджер по инвентарю, пресс-атташе и медицинский отдел.
— Расскажи о «типичной» неделе твоей работы с командой?
— Нет типичной недели, потому что каждая неделя разная с точки зрения количества матчей, поездок, соперников, предыдущих результатов, будущих соревнований, вызовов в сборные, накопленной усталости, травм... но можно сказать, что я начинаю с анализа нашей последней игры. Затем в первые дни тренировок, если есть время, мы работаем над аспектами, которые нужно улучшить. В эти дни я обычно смотрю последние три матча следующего соперника, а в последние дни недели мы работаем над аспектами, связанными с соперником. Готовлю анализ соперника и матча.
Также я обычно смотрю еще 4-5 игр в неделю из других лиг, в основном Россию и Бразилию.
— Тренерский штаб, вы следите за низшими категориями «Барсы»?
— Конечно. У нас есть люди, которые руководят этим и предоставляют нам самую актуальную информацию об этих командах. Я более фундаментально слежу за нашей командой Второго дивизиона. Время ограничено, и очень часто у нас по два матча в неделю, невозможно уследить за всем. Когда у меня есть возможность, я смотрю игры нашей второй команды. Если нет, то обычно смотрю позже дома.
Отношения с Андреу
— С учетом того, как выглядит со стороны, отношения первого и второго тренера кажутся идеальными. Это так?
— Отношения очень хорошие. И если бы это было не так, вы бы тоже это увидели. Когда мы выходим из офиса, это одно. Другое дело, когда нас никто не видит. Есть, конечно, разные мнения и разногласия. Но всегда с абсолютным уважением к мнению друг друга и всегда в приятной атмосфере.
Есть еще один аспект, в котором я очень благодарен Андреу, потому что с первого дня он дал мне большую автономию и большую свободу для выполнения работы. С первого момента и до сегодняшнего дня я чувствовал полную уверенность. После этого, как я уже сказал, он принимает окончательное решение, и это его ответственность. Но я всегда чувствовал себя услышанным. В игре все по-другому, потому что решения принимаются быстрее, и там у меня меньше влияния, хотя я также делаю свой вклад, который придаёт ему уверенности или заставляет задуматься, стараясь не слишком беспокоить, потому что я не хочу увеличивать напряжение, которое уже есть у тренера во время матча. Я стараюсь очень хорошо выбирать то, что говорю, подбирать правильно момент и не мешать.
— А личные отношения Андреу Пласа и Мигеля Андреса, насколько можешь нам рассказать, тоже такие?
— Личные отношения очень хорошие. Я почти не знал Андреу, когда пришёл в «Барсу». Мы когда-то встречались друг с другом и немного поговорили, но не более. А сегодня я считаю его другом. Многие из лучших бесед, которые я имел в последние годы, произошли с ним. За пять лет, что мы работаем вместе, у нас не было ни единой ссоры. Но не только с ним, со всем тренерским штабом. Нам удалось создать впечатляющую рабочую атмосферу.
Я человек, которому нравится отделять рабочее время от времени на другие дела, и я стараюсь, чтобы мои отношения имели мало общего с футзалом.
К счастью, иногда это невозможно, потому что многие из моих лучших друзей выросли с этой страстью. Но мне очень нравится быть одному, быть со своей семьей и отключаться от всего. Я также не люблю говорить о работе с женой или родителями. Абстрагируюсь. Мы уже много путешествуем вместе, у нас много тренировок, отелей… Когда я не с Андреу, если нет чего-то очень важного, я не звоню ему по телефону и не беспокою его. Он знает, что всякий раз, когда ему это нужно или когда есть о чем поговорить, я в его распоряжении.
Конечно, когда мы не будем вместе, мы чаще будем звонить друг другу, чтобы поговорить о чем угодно.
— Мы неоднократно видели, что «Барса» берет тайм-аут, и мы видим тебя с доской, и как ты большую часть этого тайм-аута говоришь с командой. Что касается твоей работы, я полагаю, что это должно тебя обнадеживать.
— Честно говоря, утешает то, что команда может воспользоваться некоторыми из этих наставлений. Я не стремлюсь к известности. Это хороший момент, чтобы воспользоваться самым объективным анализом, который мы можем провести со стороны, чтобы попытаться нанести урон сопернику.
Пять кубков в Лиге Чемпионов по футзалу и ближайшее будущее
— К твоим большим достижениям прибавилась еще одна Лига чемпионов с «Барсой». После того, как ты выиграл их ранее с «Плаяс» и «Интервью», настал твой черёд в составе «Барсы». И это уже пятый кубок на твоём счету.
— Мне это действительно кажется потрясающим. Многие не могут представить, как сложно играть в Лиге чемпионов. Игра в Европе – совсем другое дело. А чтобы выиграть… Мне очень повезло, что я был частью этих великих команд.
— Ближайшее будущее Мигеля Андреса связано с «Барсой» и с оставшейся частью сезона в борьбе за все титулы, поставленные на карту. А потом? Будет ли Мигель Андрес по-прежнему связан с ФК «Барселона»?
— В принципе я думаю, что да.
— И в завершение, я задал тот же вопрос предыдущим гостям этого цикла интервью, Луису Лопес-Тулла и Хосе Антонио Боррего, Тете, и я также спрашиваю тебя: один политик сказал, что он хороший номер два, потому что он никогда не хотел быть номером один. Если мы спроецируем это на футзал, хотя ты уже был главным тренером других команд за рубежом, ты бы хотел быть номером один в нашей лиге?
— Да, это не то, что мешает мне уснуть, или то, с чем я тороплюсь. Я чувствую себя очень хорошо, делая то, что делаю сейчас, но я бы хотел руководить проектом. Я считаю, что я нахожусь в хороший момент зрелости, знаний, уверенности и энергии, чтобы командовать.
— Это третье интервью цикла было отложено из-за твоих многочисленных обязательств, но я думаю, что ожидание того стоило. Большое спасибо, Мигель, за время разговора и искренность в ответах; Было настоящим удовольствием раскрыть глубже тему фигуры второго тренера с точки зрения человека, стоящего на вершине, в спортивном плане.
— Я получил удовольствие. Спасибо, что рассчитываете на меня в этом интересном цикле.
Источник – sextoanillo.com