Главный тренер гомельского «БЧ» Дмитрий Камеко – о своих эмоциях, педагогических приемах и принципах, объяснительной в АМФУ, предматчевой разминке и Гомельском парке
Дмитрий Камеко: «Будут «звезды», но не будет коллектива – результата не будет»
Во второй части своего интервью главный тренер гомельских «железнодорожников» рассказал о собственной многоликости, своих принципах и педагогических приемах, о том, почему постоянно участвует в предматчевой разминке, и назвал любимое место в Гомеле.
«А как он вообще занимается спортом, он же такой интеллигентный?»
– На тренерском месте, во время игры, Вы очень эмоциональны. Заканчивается игра, Вы тот же эмоциональный человек в жизни, что и на бровке?
– Нет (грустно). Я вообще, многоликий (смеется). Да, были моменты, когда люди просто удивлялись, как во мне уживается столько личностей (смеется). Многие знают меня как спортсмена, как тренера, мои эмоции там, жесты, действия, а потом узнавали уже как человека – просто удивлялись. Как такое может быть? Человек в двух разных ипостасях. Были и обратные ситуации, когда люди знали меня, когда общались как с человеком, а потом узнавали уже на поле, опять удивление. Бабушка друга так и говорила, уже пообщавшись со мной за чаем: «А как он вообще занимается спортом, он же такой интеллигентный?» (смеется).
– Часто ли захлестывают эмоции, которые тяжело Вам контролировать? Как вообще с этим справляетесь?
– Сейчас легче в этом плане.
– Раньше сложнее было?
– Дааа (загадочно улыбается). Контроль эмоций начался наверное с того момента, когда я осознал, что собираюсь бороться за что-то, за призы, за медали. Хотя, там тоже были моменты, необоснованное удаление и соответственно агрессия.
– Именно агрессия, а не эмоции?
– Агрессия всегда связана с эмоциями.
– А самый эмоциональный момент в карьере припомните?
– Много было, много (смеется). Ну, было такое, что писал объяснительную за агрессивное поведение. На заре моей карьеры, еще играли в «Будивельнике», наверное, еще в первой лиге. Пришлось писать объяснительную, чтобы мне «меньше матчей» дали. Не поверите, но она еще до сих пор лежит у меня в альбоме с фотографиями. Перечитываю, рыдаю (смеется).
Примерно так там написано: «Вот он меня назвал нехорошим словом, я возмутился и наклонился к нему, чтобы сказать, что он не прав, а судье показалось, что я его ударил головой в лицо». Это естественно, было на самом деле, и я его действительно ударил, и все было по делу, но то, что приходилось писать такие объяснительные – уже интересный и даже забавный момент из моей карьеры.
Не подумайте, что я вот такой вот страшный с наклонностями такими нехорошими. Нет, в основном агрессия была для того, чтобы показать команде, чтобы партнеры это увидели и завелись. И это срабатывало. Да, бывало, конечно, и с перегибом (улыбается). Постепенно приходило осознание контроля, когда понимал, что можешь подвести команду. Это игра защитника. Нужно умело балансировать на грани. Там тонкая нить, дадут тебе желтую карточку или удалят.
– На предматчевую разминку Вы всегда выходите в спортивном костюме, принимаете активное участие в разминке команды, руководите, даете советы, где-то ругаете, а на сам матч выходите уже в костюме, рубашечке, такой стильный и солидный. Это где-то подсмотрено или это было решение в самом начале тренерской карьеры?
– Это свое. Я считаю, что тренер должен выглядеть как тренер. Это представитель команды, официальное лицо команды, если можно так выразиться. Соответственно, должен выглядеть элегантно и стильно. По крайней мере, должен отличаться от футболистов (смеется). А на разминку, считаю, что это нужно всегда делать. Был бы у меня помощник, который проводил разминку, я, может быть, и не переодевался (смеется). Иногда мне лень переодеваться и я «в стиле» провожу разминку, подаю мячи там, раздаю указания. У меня разминка завязана на интенсивности. Тот же квадрат, у меня ребята не бегают за мячами – пока он пробежит, пока принесет, потеряется интенсивность, лучше я подам. Мяч все время должен подаваться, все время должен быть в центре, игрок не должен отвлекаться на это, он должен сконцентрироваться на предстоящем матче.
«Есть принципы, которые глупо нарушать в первую очередь для себя»
– В своей игровой практике, Вы одно время достаточно интересно самовыражались, выходя на площадку с приспущенными гетрами. У Вас в команде приветствуется такое самовыражение, т.е. тренер не против, если кто-то выйдет на поле также, с закатанными гетрами?
– (смеется) Хоть в сапогах. Ради Бога, у нас хочешь прическу вызывающую сделай, хочешь гетры закатай, подкатай, шнурки разного цвета, что хочешь. Но вопрос в выполнении функций своих игровых, вопрос в выполнении установки тренерской. Если ты, к примеру, получишь «глупую» желтую карточку за то, что ты не заправил футболку или закатал гетры – ты положишь штраф. Я за это не ругаю. Человек сам думает, что можно, что нельзя и сам решает, делать или не делать.
Сезон-2006/07. ТВД (Львов) – ДСС (Запорожье)
У нас есть такой свод правил. К примеру, нет щитков на тренировке, это штраф, если, конечно, я это заметил. Ребята должны быть всегда в щитках и на тренировке в том числе. Как ты собираешься играть в щитках в официальном матче, когда неудобно в щитках тренироваться? Плюс фол-контакт на тренировке, чтобы игрок мог прочувствовать, как это может выглядеть в матче, чтобы не боялись сыграть чуть жестче. Но это не прихоть моя, это принципы, принципы, которые глупо нарушать, в первую очередь для себя.
– Какими словами заряжаете команду, заводите, «науськиваете», какие еще можно синонимы подобрать, у каждого свои. С каким напутствием отправляете команду на матч?
– У меня есть блокнот и в течении недели в нем появляются мысли, которые я на тренировках или в свободное время записываю. Это мысли такого плана, психологического. Это могут быть мысли, как настроить команду, какие-то сравнения, все, что угодно. Так, навскидку не скажу, но это мысль, которая может потянуть за эту ниточку, за этот нерв, затронуть какие-то чувства футболиста перед матчем, чтобы он вышел заряженным на победу. Они за это время могут накопиться, а может ничего не быть. Бывает такое, что муза не приходит (смеется).
Тут тоже тонкий момент, когда сказать, до матча до разминки или после. Тут такая заводящая, скорее мысль. Очень тонкий психологический нюанс. В матче с «Борисов-900» мы вообще видео смотрели. Иногда нахожу им мотивирующие ролики, которые должны подстегивать ребят к результату, чтобы ребята задумывались в своей работе о важных вещах. Неоднократно мы смотрели какие-то фрагменты из фильмов или просто ролики, или просто мысли.
– Как разнятся мотивирующие слова, мысли перед матчем и в перерыве (улыбаюсь), если допустим, игра не совсем складывается?
– Ой, это по-разному бывает. Больше, конечно, ненормативная лексика (смеется). Ну, она, наверное, заводит, если результат во втором тайме приходит. Мои возмущения, они больше от чего приходят, в такие моменты? От того, что что-то не выполняется. Ту работу аналитическую, которую я делаю, и потом пытаюсь разложить ребятам, и она не выполняется. Допустим: «Мы сегодня играем вот с такой командой, соответственно, чтобы добиться результата, мы должны в обороне играть так, в атаке так, варьировать это с этим, применять по их расположению такую схему, если они станут так, то такую».
Это все показываю, на неделе это отрабатываем, т.е. это обсуждается, разбирается, делается на тренировках и когда ребята выходят и делают что-то не так, и оно не работает, ко мне приходит такое вот чувство, чувство раздражения, и как следствие – выражения в ненормативной лексике. Было такое, что говорится одно, но выполняется все наоборот, и я предлагал: «Давайте я буду говорить все наоборот, раз вы делаете с точностью все наоборот» (смеется). Естественно, это все на повышенных нотах, опять же ненормативщина (улыбается). Конечно, стараемся где-то дозировать, а где-то наоборот, не получается.
«Гомельский парк – изумительное место»
– Хорошо уже знаете Гомель? Есть ли любимые места?
– Любимое место – это в четверг на диване (смеется). В четверг у меня такой разгрузочный день, самый. Это когда мы уже прошлись по всем компонентам. Вторник – одна теория, среда – две тренировки, еще одна теория, четверг – подготовка стандартов и какая-то часть теории, затем тренировка и вот он – долгожданный вечер! Четверг уже где-то на диване, на кровати и убрать подальше компьютер, чтобы глаза уже отдохнули.
А что касается мест в городе, то это конечно парк. Гомельский парк – изумительный. Из всех мест, в которых я был в мире, гомельский парк один из лучших. По природе, по расположению, по чистоте, удобству.
– В начале нашей беседы Вы упомянули, что не испытали в Беларуси каких-либо трудностей в адаптации, в особенности в языковом барьере. Белорусский язык хорошо понимаете, можете что-то можете сказать на белорусском?
– Нет, сказать точно не могу. Понимать, наверное, понимаю, хотя, очень редко его слышу, в смысле на нем практически никто не разговаривает, поэтому не могу сказать, что хорошо его понимаю. Если разговаривать на белорусском, то нужно на нем общаться. Допустим, в Польше мне было легче выучить польский язык, потому что мне нужно было на нем общаться. Я понимал, что если сейчас я его не выучу, то в дальнейшем мне будет сложно работать. Я там все время включал телевизор, радио слушал, ролики на YouTube просматривал. Тут такой нужды я не испытываю. Нет такой надобности. Даже по телевидению редко когда услышишь что-то на белорусском. Так что общаться, что-то ответить, я не смогу, к сожалению. В Польше я язык выучил мало-мальски за 2-3 месяца, и даже партнеры удивлялись, как я так быстро его выучил.
– Наверное, последний вопрос, в завершении нашей беседы. Давайте попытаемся спрогнозировать какой результат у «БЧ» будет по итогам «гладкого чемпионата»?
– Риторический вопрос. Мы стремимся на самый верх. Я говорю это неоднократно и ребятам, и болельщикам. Хотелось бы на первом, а как оно будет – все в наших руках. Стремимся к первому.
Дмитрий Степанец специально для futsalua.org
Фото автора и Евгения Кравса