Бразильский нападающий рассказал в интервью о своем пребывании в испанском гранде и насыщенной карьере во многих странах
– Расскажи об обстановке в команде, твоей адаптации к новым условиям и новому коллективу.
– Хорошая команда, много качественных игроков, есть даже игроки, которые становились чемпионами России. Все в команде меня приняли хорошо, все поддержали: и тренер, и партнёры. Так что всё отлично!
– Ты не так давно приехал в Ухту. Первые впечатления от города? Уже появились любимые места?
– На данный момент я ещё не смог толком выбраться в город. Живу по принципу «тренировка-дом-тренировка». Так что моё любимое место – это универсальный спортивный комплекс «Ухта» (смеётся). Как только появится время хочу сходить в центр, прогуляться по ТРЦ «Ярмарка». Но пока, повторюсь, времени не хватает.
– Бразильцы славятся своей техникой и любовью к обводкам и финтам, порой даже неоправданным. Это про тебя?
– Моя главная задача в клубе – забивать голы. Но если будет такая возможность, то я хочу играть красиво. Я, как и любой бразилец, люблю обыгрывать один в один и порой играть на публику.
– Расскажи немного о своём детстве. Я читал, что ты родился в провинциальном бразильском городе в небогатой семье. Какие-то неприятные криминальные истории в твоём детстве происходили?
– Мой родной город Блуменау – небольшой и достаточно спокойный. Зато Сан-Паулу, откуда родом моя мама, очень криминальный город и штат. Бабушка по маминой линии жила в фавелах. На выходные я часто ездил в гости к бабушке. В один из вечеров мы с бабушкой услышали взрывы. Я был маленьким и подумал, что это салют, но бабушка сказала мне лечь на пол, потому что начался обстрел. Тогда я так и не понял, что мы были в опасности.
– Ты начинал как игрок в большой футбол, но при этом совмещал это занятие с тренировками по мини-футболу. Между этими видами спорта большая разница и тяжело было совмещать?
– Нет, наоборот, я начинал как игрок в мини-футбол. В 7-8 лет мой папа сделал мне подарок: записал меня в мини-футбольную секцию. Папа любил футбол: много смотрел и любительски играл. Я тоже старался не отставать. Но папе не нравилось, что я только смотрю футбол, поэтому однажды после школы мы заехали в мини-футбольную секцию и он меня записал туда. Позже я начал совмещать тренировки в мини-футбол с тренировками в большой футбол. После того, как я прошёл отбор в «Интернациональ», тренировки по футзалу пришлось забросить.
Морено времён академии "Интернасьоналя"
– С кем-то из игроков в большой футбол поддерживаешь общение? Какая самая большая звезда, которая записана в твоём телефоне?
– Вообще, в «Интернационале» мне довелось играть в одной академии с игроками, которые впоследствии стали звёздами футбола. Это, например, Пато и Тайсон. Они занимались в старшей группе, но мы обедали и жили вместе, много общались. Но больше всего я поддерживаю сейчас общение с Жуаном Жезусом (прим. защитник итальянской «Ромы»). В Бразилии большая конкуренция и попасть в хорошую, большую команду тяжело. «Интернациональ» - одна из ведущих команд страны и пройти в неё отбор, естественно, очень трудно. Нас отбирали из более 300 человек и только двое попали в академию. Этими счастливчиками стали я и Жуан Жезус. Главные звёзды в моей телефонной книжке? Моя семья. Моя жена, родители и дети (улыбается). Но если брать только футболистов, то Жуан. Только с ним часто переписываемся и созваниваемся.
– Ты играл в Украине, Белоруссии и России. Эти страны дружественные и имеют много общего. Заметил ли ты какие-то различия между народами и в какой стране тебе было наиболее комфортно?
– В России. Я больше всего времени здесь провёл. Но и к Украине тоже нет никаких вопросов. У нас была сильная команда, президент – отличный человек. Уровень чемпионата тогда был очень хорошим. Играть там было очень приятно. Такая же ситуация с Белоруссией. Люди там очень добрые и приятные. Мои папа и мама боятся, что тут холодный климат. Многие бразильцы, действительно, не смогли бы играть в России, но мне хорошо.
– Ты любишь читать? Какую книгу удалось прочесть последней?
– Раньше читал, но сейчас практически не читаю. Но я верующий и для меня главная книга – Библия. Часто к ней возвращаюсь и перечитываю.
– Русскую кухню многие считают одной из самых вкусных в мире. Разделяешь ты это мнение и пробовал что-то из наших блюд?
– Я люблю кушать. Самая любимая – грузинская и армянская кухни. Самые вкусные блюда – приготовленные моей женой. Долма, хачапури, хинкали - самые любимые. Из русских блюд очень люблю борщ.
– Ты много ездил по миру, заглядывал в экзотические страны. Самый странный случай в Иране, Кувейте, Таджикистане, который был связан с игровым или тренировочным процессом?
– Если брать только футбол, то удивила дисциплинированность иранских игроков. Они строго соблюдают режим, план питания и всё остальное. У нас разные чемпионаты. Если в России всё строится на физике, силовой борьбе, то в Иране больше на технике. По сравнению с Ираном залы в России - высший класс. В Иране есть площадки, которые не соответствуют ни качеству покрытия, ни размерам.
– Ты играл на Ближнем Востоке, в месте повышенной военной опасности, где вооруженный конфликт мог начаться в любой момент. Затем ты покинул чемпионат Украины из-за того, что там началась война и кризис. Тебе никогда не было страшно за свою жизнь?
– Нет. В Иране не чувствовал никаких проблем, там было всё спокойно. В Украине, когда началась война, чемпионат стали проводить в одном городе и мы опасности не чувствовали. Война была далеко от нас, в другой стороне.
– Что представляет собой клуб «ДИСИ Инвест», за который ты недолгое время выступал?
– Я уже вернулся в Бразилию после игры за «Дину» и тут мне позвонил агент. Спросил не хочу ли я играть на Кубке Азии. В этом турнире играют чемпионы каждой страны из конференции (аналог европейской Лиги Чемпионов). Любая игровая практика могла мне пойти на пользу. Но команда была из Таджикистана, страны про которую я ничего не знал. Мы с женой искали информацию в интернете, читали про страну, культуру, быт. В итоге я даже посмотрел выпуск «Орла и решки» о Таджикистане (улыбается). Я решился на этот переход и не пожалел: команда, руководство клуба – всё было в порядке. Так я стал первым бразильцем в истории чемпионата Таджикистана. В аэропорту меня встречали также, как и встречают игроков в большом футболе: цветы, фотографии, толпы людей. Это было невероятно!
Морено времён выступлений за "ДИСИ Инвест"
– Твои первые мысли и эмоции, после того как узнал, что тобой интересуется «Интер Мовистар»?
– Агент позвонил мне в тот момент, когда я проводил свои матчи в молодежной сборной Бразилии до 20 лет. На тот момент я уже успел съездить в Иран и вернуться обратно на родину. Тут мне позвонил Даниэль – бывший игрок и легенда «Интер Мовистар». На тот момент за клуб играли такие большие игроки, как Шумахер, Бето, Маркиньо, лучший вратарь мира Луис Амадо. На тот момент мне было всего 19 лет и это было невероятно тренироваться бок о бок с такими легендами футзала. В течение месяца тренеры меня просматривали, а потом клуб предложил контракт на три года. Это было невероятно, но волнения не было. Я был совсем молодым и верил, что я достоин этого шанса, ведь я много тренировался и хорошо играл.
– Почему так и не удалось заиграть в Испании?
– По факту я так и не играл за «Интер». Только недолго тренировался. Каждый год я ездил по арендам. Так прошло три года, у меня закончился контракт, а руководство не видело необходимости его продлевать. В клубе было много очень хороших игроков, конкуренция была огромной. Руководство посчитало, что за время аренд я не дорос до уровня команды. Но все равно время, проведённое в «Мовистаре», я считаю очень важным и полезным для моей карьеры.
– Твоё пребывание в «Интере» оказалась недолгим, но тебе посчастливилось потренироваться бок о бок с мини-футбольными звёздами первой величины. Расскажи, какие они в быту?
– Я не так долго общался с этими футболистами, но могу уверенно сказать, что они очень простые и скромные. Например, Шумахер во всем меня поддерживал, постоянно разговаривал со мной, постоянно подсказывал. Я был очень молод, и такая поддержка от легенд клуба была просто необходима.
– Ты сменил большое количество команд, но мало где тебе удавалось закрепиться дольше, чем на один сезон. С чем это связано и не произойдёт ли похожая ситуация и в нашем клубе?
– Хочу сразу сказать, что это неправильный вопрос. Везде я отрабатывал контракт и везде играл минимум 1-2 сезона. Вопросы подобного характера стали появляться после игры за «Беркут». Я там играл и всё было хорошо, но в определённый момент президент клуба поменял стратегию развития и решил разорвать со мной контракт, чтобы разгрузить зарплатную ведомость. Потом был непродолжительный отрезок в Румынии. Президент команды «Меркуря Чук» покупал легионеров под Лигу Чемпионов, была поставлена задача выхода в Элитный раунд. Данная задача не была выполнена и руководство избавилось от всех легионеров.
Вопрос, наверное, подразумевал сомнения в моей игровой форме и дисциплине. Могу уверить, что с этим проблем не будет. Я очень благодарен Станиславу (прим. Станислав Ларионов - гл. тренер МФК «Ухта») за то, что он дал мне шанс, поверил в меня. Мне позвонили из «Ухты» и сказали, что в январе ждут меня на тренировках и готовы предложить мне контракт. В конце декабря у меня начались серьёзные проблемы со здоровьем, я потерял несколько килограммов. После такого многие клубы прекратили бы любое сотрудничество, да я и сам не верил, что мне стоит лететь в Ухту. Но благодаря моей жене я прилетел сюда и на первых тренировках было очень тяжело. Я был в очень слабых физических кондициях. Но всё равно руководство и тренер поверили в меня, и мы подписали контракт. Как после такого я могу их подвести? Я буду биться, как лев. За тренера и руководство, потому что в меня поверили, и за болельщиков, которые так тепло меня встретили. Я буду биться за этот клуб так, как не бился ни за один другой в своей карьере.
– Расскажи немного о своей семье? Чем занимается твоя жена и есть ли дети?
– У меня есть жена, родная дочь и двое сыновей от первого брака жены. Но сыновей я уже очень долго воспитываю и считаю их такими же родными, как свою дочь. Моя жена – армянка и очень давно живёт в России.
Вся семья в сборе
– Твоя семья переехала с тобой в Ухту?
– К сожалению, они пока находятся Троицке. Но мы с женой обсуждаем переезд в Ухту. Она хочет смотреть за моей игрой, хочет гулять по городу. Мы вместе жили в Белоруссии, вместе жили в Ставрополе, когда играл за «Беркут». В Ухту она тоже приедет. Это лишь вопрос времени.
Источник – Максим Бабкин