Чемпион мира среди студентов-1998 Александр Кабаненко – про выступления в России, травмы и президента «Будивела» Анатолия Галилея
Часть 1. Александр Кабаненко: «Мои главные наставники в футзале – Шур и Водян»
Во второй части своего интервью Александр Кабаненко рассказывает про выступления в России, свои травмы, помощь друзей и президента «Будивела» Анатолия Галилея.
– После очередной «бронзы» в составе «Запорожкокса» ты отправляешься в Россию...
– Мы поехали за сборную на отбор ЧМ-2000 в Словению. Проиграли Испании, пропустив за минуту до конца матча. Нас устраивала ничья, но мы не сумели ее удержать. Трудовой мяч получился – выкатили Оролю на удар, после которого мяч прокатился между ног Косенко, потом Пауло Роберто, а затем Корнееву. Троим попал между, и мы дальше не прошли. По слухам, там нас и заметили представители российской «Альфы». И шестерых – Корнеева, Кудлая, Косенко, Одегова, Моргунова и меня пригласили в Екатеринбург, в команду «Альфа-Финпромко», которую возглавил Валерий Иванович Водян.
На первых порах не получилось документально всех нас оформить и заявить, и Моргунов с Одеговым не играли. Не знаю, почему так произошло, но первые полгода они не играли. Потом этот вопрос как-то решили, и мы уже играли все.
– В «Альфе» ты был капитаном команды?
– В первом сезоне. Валерий Иванович доверял мне, рассчитывал на меня, и назначил капитаном. В том сезоне мы дошли до полуфинала Кубка России. Тогда игрался матч за третье место, в котором мы впервые обыграли «ВИЗ-Синару». В Высшей лиге тогда играли три команды из Екатеринбурга – «ВИЗ-Синара», мы и УПИ (Уральский политехнический институт). В чемпионате выступили менее удачно – в ключевых играх уступили и финишировали, кажется, восьмыми. Хотя фаворитам нервы потрепали – с «Диной» дважды сыграли вничью 2:2 на выезде и 4:4 дома. С «Диной», которая тогда переживала золотые времена – команда восемь лет подряд (с 1993 по 2000 – Ред.) становилась чемпионом России. Президенты двух клубов довольно тесно между собой общались, и на эти матчи у нас была совсем другая мотивация (улыбается).
– А затем ты получил травму. В каком году это было?
– Я перенес четыре операции. Первый раз травмировался в Екатеринбурге – сначала возникли проблемы с левым коленом. Клуб – молодцы, все оплатили, операцию делали в Гамбурге. Могу сказать только хорошие слова в адрес Валерия Ивановича и руководства клуба. Все было солидно – не бросали, поддерживали. Но, к сожалению, травма моя превратилась в хроническую – одна связка, вторая, какие-то хрящи, потом еще что-то – не буду вдаваться в медицинские термины, но мне казалось, что этому не будет конца. Но все же закончилось...
– Твои впечатления о тогдашнем российском футзале...
– Очень высокий уровень. Ощутимо выше нашего. Очень хотелось себя попробовать на таком уровне. Хотелось каких-то новых вызовов, более сильных соперников. С сильными соперниками растешь – быстрее и ощутимее. Все другое – скорости, уровень индивидуального мастерства, организация самого чемпионата. Да и чего греха таить – материальная сторона, имеющая немаловажное значение, там тоже на другом уровне. Поэтому туда и едут бразильцы, испанцы и другие легионеры...
– В «Альфе» во время твоего пребывания тренером был только Водян?
– Нет, затем был Юрий Николаевич Руднев. Спустя несколько лет под его руководством московское «Динамо» выиграло несколько чемпионатов России. И первый для российских команд Кубок УЕФА.
Но Руднев пришел уже в тот период, когда я перенес операцию. Я прилетел, восемь месяцев восстанавливался после травмы. Он прививал другую игру. Откровенно говоря, я ее сначала не понимал. У нас иногда с ним возникали сложные моменты, иногда даже на повышенных тонах. Но с годами я, конечно, многое переосмыслил. Он – хороший тренер, и я снимаю перед ним шляпу. Игра, которую он ставит – это очень здорово, и я готов признать, что некоторых моментов тогда просто не понимал.
– Когда вы попали в «Альфу», в Екатеринбурге было три команды Высшей лиги. Как проходили дерби?
– Это было нечто, конечно. Со спортивной точки зрения просто отличные матчи. Настоящая рубка, тем более что все три команды были хорошего уровня, особенно «ВИЗ-Синара». «Синара» считалась сильнейшей командой в городе, и когда мы первый раз в кубковой игре их победили, это воспринималось как сенсация. А потом уже все поняли, что как бы мы ни играли в чемпионате, в дерби будет рубка. И мы еще не раз их обыгрывали.
– И как реагировал на это президент «ВИЗ-Синары» Григорий Иванов?
– Он дядька вспыльчивый, но отходчивый и справедливый. Так что проблем не было (улыбается).
– Вы попали в Россию в то время, когда эпоха «Дины» заканчивалась, и у вас были хорошие шансы на то, чтобы выйти на лидерские позиции в чемпионате России. Почему «Альфе» не удалось даже приблизиться к тройке?
– Во-первых, специфика чемпионата совершенно другая. Первый год мы играли по системе туров – съезжались в один город и играли. Адаптация, расстояния. Не хочется искать какие-то оправдания, но было сложно. Нас там никто особо не ждал – там были свои очень сильные игроки, уже тогда в России в приличном количестве играли бразильцы, причем не самые слабые. Да, «Дина» до этого восемь лет была чемпионом. Но там, помимо «Дины», было еще 7-8 очень неслабых команд. Попробуй пободайся с ними. А мы сумели один раз выиграть Кубок России, один раз в Кубке взять третье место. За один год, тем более в таком чемпионате, команда не строится. Как бы это банально не звучало, но это правда.
– Кто из бразильцев тебе запомнился?
– Жоржиньо, Шоко. Особенно Шоко. Он тогда в «Норильском никеле» играл. Сумасшедший игрок. Лучшего столба я не видел. Кого могу с ним сравнить из тех, кого наши болельщики знают – это Сержао, который был в «Урагане». В похожей манере они играли, хотя Шоко, конечно, намного сильнее. Он с мячом работал вообще без брака.
– Ты восстанавливался восемь месяцев, а затем?
– Четыре операции. После каждой – восстановление восемь месяцев. Я пропустил около трех лет. Первую операцию я перенес на левом колене, играя в «Альфе». Мне платили зарплату, я восстанавливался. Все нормально, не бросили. К тому времени, когда я восстановился, команда начала сдавать позиции, и контракт со мной решили не продлевать. А потом – опять травма...
– Саша, скажи, в 2002-м ты вроде бы несколько матчей сыграл за «Шахтер»?
– Да, я вернулся в Украину, они пригласили меня на просмотр. Вроде бы Солодовник планировал меня брать под Кубок УЕФА. Три месяца я жил на квартире в Донецке. Мне оплачивали питание, проживание, возили по врачам, наблюдали, как я себя чувствую под нагрузками. Боялись, что после второй операции колено может не выдержать. Вроде бы все было нормально. Три месяца прошло, их все устраивает, я с командой, меня заявляют. Но уже во второй игре против «Львовской пивоварни» я столкнулся с Сергеем Кольцуном. Во время столкновения колено стало под неудобным углом и... опять щелкнуло. После того, как я подписал контракт, прошел месяц. Такое вот стечение обстоятельств.
Потом мы не очень хорошо начали расставаться. Я могу понять клуб, но своей вины тут не вижу – от такого никто не застрахован. И я опять выбыл из строя почти на год.
Я вновь полетел в Гамбург, снова операция и восстановление. Очень благодарен Коле Линевичу – это наш днепропетровский врач, который в свое время работал в Германии, в Бундеслиге. Он мне во многом посодействовал, помог. Очень сильно поддержал психологически, убедил, что я еще могу оправиться от травм.
Показывал мне снимки Йенса Новотны, который играл за сборную Германии. Который крестообразные связки рвал четыре раза, каждый раз восстанавливался и в 35 лет еще выходил за сборную Германии. Меня этот пример реально воодушевил. Я очень благодарен своим друзьям, которые мне помогли материально и я смог восстановиться, и теперь могу не только играть, нормально ходить могу.
– В 2006/07 ты появляешься в «Будивеле»?
– Да, меня пригласили, узнав, что я вроде бы оправился после всех своих операций. Александр Дмитриевич Юзик тогда подтянул многих днепропетровских ребят. Настоящий фанат футзала. Сергей Коваль, Виталий Соломка, Саня Косенко, много хороших ребят было в той команде. Вот они и решили меня реанимировать. Я потихоньку набирал форму, у нас сложился хороший коллектив – классический пример сплава молодости и опыта. Потрепали многих командам в вышке нервы.
Огромная благодарность президенту «Будивела» Анатолию Галилею – за материальную помощь при лечении и за возможность опять сыграть на высоком уровне.
– В том сезоне вы в Кубке Украины в первом матче сыграли вничью с «Шахтером».
– Хорошо помню ту игру. Я тогда гол забил, не помню, второй или третий. На «Шахтер» никого дополнительно настраивать никогда не надо было. Такая команда, с которой всегда хочется сыграть на самом высоком уровне. «Будивел», по сути дела, стал моей последней профессиональной командой в футзале.
– Потом был пляжный футбол...
– Да, мы как раз тут рядом, в Ильичевске, в 2010 стали чемпионами Украины, я играли за днепропетровский «Выбор». Потом я их тренировал, в 2015 мы поехали на пляжную Лигу чемпионов, и тогда я уже поехал в качестве главного тренера, готовил их. Взяли там «бронзу». И, конечно, игры за ветеранов. Тут я играл много и везде...
В заключительной части интервью – о партнерах, соперниках, памятных голах и соревнованиях ветеранов...
Сергей Чайка