Главный тренер сборной Аргентины Матиас Люкуйкс – о своей карьере и травме, сопернике по четвертьфиналу и Диего Джиустоции, собственной команде и возвращении на чемпионат мира
Травма, полученная на чемпионате мира-2012, вынудила Люкуйкса досрочно завершить карьеру.
Благодаря Диего Джиустоцци он вернулся в футзал в качестве помощника главного тренера сборной Аргентины на ЧМ-2016.
Он надеется добавить к титулу чемпиона мира, который он выиграл пять лет назад, еще один, на этот раз в качестве главного тренера.
«Такие моменты случаются один раз при голубой луне, и вы не знаете, представится ли вам еще одна подобная возможность. Я пытаюсь максимально использовать ее, потому что это не может длиться вечно».
Таковы были мысли Матиаса Люкуйкса в интервью FIFA.com, и они могли быть высказаны любым амбициозным игроком или тренером, стремящимся пройти как можно дальше на чемпионате мира в Литве 2021. Однако в случае с Матиасом его слова находят гораздо больший резонанс, чем ваши типичные банальности.
Давайте вернемся к чемпионату мира-2012 в Таиланде, когда Аргентина возлагала свои надежды на «Мати», длинноногого нападающего и признанной звезды испанской лиги, который задумывался о том, чтобы стать легендой футзала. Катастрофа случилась в игре группового этапа против Австралии, когда Люкуйкс получил серьезную травму, из-за которой выбыл до конца чемпионата. И это было только начало его испытаний: последовавшая за этим трехлетняя битва с фальстартами и долгими периодами на лечебном столе завершилась тем, что Люкуйкс признал поражение и ушел с горьким осадком на душе.
Однако спустя годы счастливый звонок Диего Джустоцци о предложении ему должности помощника тренера изменил все. Он ухватился за возможность и вернулся в большой футзал, собираясь выиграть чемпионат мира 2016 года в качестве помощника тренера сборной Аргентины, трофей, который он не смог выиграть как игрок из-за своей саги с травмами.
На этот раз он прошел путь от помощника до главного тренера, и теперь Аргентина пытается защитить свой титул в Литве. Перед встречей с Россией в матче, который является повторением финала ЧМ-2016, FIFA.com побеседовал с Матиасом Люкуйксом, чтобы поговорить о том, чего он ожидает от четвертьфинала, о его футзальных воспоминаниях и возвращении в футзал.
Люкуйкс и Дмитрий Прудников, Аргентина – Россия, ЧМ-2008
– Ваш дебют на чемпионате мира в качестве тренера отличался от того, когда вы выступали в качестве игрока?
– Я все еще молод, и до сих пор в своей недолгой тренерской карьере я действительно наслаждаюсь тем, что несу ответственность за руководство сборной своей страны. Очевидно, что когда ты игрок, ты смотришь на вещи по-другому, у тебя другая роль, но тебе это больше нравится. У меня была возможность почувствовать это и в той и в другой роли, и я понимаю, насколько мне повезло. Теперь мне просто нужно извлечь из этого максимум пользы.
– Как бы вы охарактеризовали себя как тренера?
– Я стараюсь подходить к коучингу так же, как и к жизни в целом, и поступаю так же, как поступал, когда был игроком: будучи открытым и поддерживая близкие отношения, никогда не отклоняюсь от своей основной футбольной философии. Моя цель – собрать команду, которая полностью реализует мою тактику. Это вызов, потому что игроки работают по разным системам в своих клубах, поэтому заставить их переключиться на то, чем я хочу заниматься, в течение нескольких недель очень проблематично. Однако даже с учетом этих проблем очевидно, что команда хорошо выполняет мои инструкции: у нас динамичная тактика, которая влияет на игру оппонента и дает нам возможность чувствовать себя комфортно как при владении мячом, так и без него.
Несмотря на юные годы, я участвовал в крупных турнирах, как на юношеском, так и на взрослом уровне. Думаю, что помимо опыта, который я накопил за эти годы, я также развивался как разносторонняя личность, и считаю, что это отличное качество.
Конечно, раньше я играл вместе с некоторыми игроками, которых сейчас тренирую, но сейчас я с другой стороны лицевой линии. Я делаю ставку, я рискую деньгами (отвечаю за результат – Ред.), но, сказав, что я стараюсь быть ближе к своим игрокам, я имел в виду, что прислушиваюсь к тому, что они говорят, и поощряю их к участию в процессе. В конце концов, то, что они видят и испытывают на площадке, отличается от того, что мы, тренеры, придумываем на доске.
– После победы над Парагваем вы сказали, что когда столкнетесь с Россией, от них будут больше ожидать победы на турнире. Тем не менее, это может быть и последняя игра для вашей сборной. Будет ли решающим для каждой команды то, как она справляется с давлением?
– Россия очень конкурентоспособна и являются одной из лучших команд мира, но она никогда не делала финального шага и не выигрывала действительно крупный турнир. Обе команды закалены в боях. Нам удалось выиграть чемпионат мира, а в отборе к этому чемпионату мира мы обыграли Бразилию на ее родной площадке. Мы вдохновляемся благодаря подобным переживаниям, мы голодны, целеустремленны и храбры. Мы не собираемся просто сидеть сложа руки и расслабляться.
– В чем разница между Россией и Аргентиной образца 2016 года и нынешними командами?
– Россия использует ту же тактику, что и раньше, и команды 2016 и 2021 годов очень плотно защищаются и сильны в атаке; они стараются взять игру под контроль. Сходства есть, но прошло время, мы все стали на пять лет старше.
Наша аргентинская команда может похвастаться действующими чемпионами пятилетней давности, а также новыми лицами, которые вызывают фурор на этом чемпионате мира. Однако есть различия; мы сменили тренера, есть игроки, которых раньше здесь не было. Я пытаюсь продолжить то, что начал Диего (Джиустоцци). Если почивать на лаврах, это не способствует росту конкурентоспособности, а мы планируем обыгрывать соперников и попытаемся выиграть как можно больше турниров.
– Расскажите о влиянии, которое на вас оказал Диего Джиустоцци.
– Учитывая мои чувства к нему как к личности и наши отношения, я не могу говорить о Диего объективно. Он и друг, и учитель. У меня была возможность проводить с ним много времени, впитывая много знаний, и я ему очень благодарен.
– Он сыграл важную роль в вашем переезде в Европу. Как это произошло?
– Мы были на Панамериканских играх в Бразилии, когда он упомянул, что я поеду на просмотр в Испанию, в «Каха Сеговия». Я был совсем молодым и очень хотел играть в лучшей лиге мира, но у меня были тревоги и сомнения, когда дело доходило до того, чтобы покинуть мою родную страну, мою семью и друзей. Я не знал, как все сложится для меня там.
И Диего, и Мигель Родриго убедили меня сделать этот шаг. Они осуществили мою мечту стать профессионалом и привезли меня в такие места, о которых я даже и представить не мог, так что я им очень благодарен. Они мои друзья на всю жизнь, это лучшие из тех, кого я встретил в футзале, и я в долгу перед ними за то влияние, которое они оказали на меня не только как на игрока, но и как на личность.
– Помог ли вам этот чемпионат мира вновь полноценно вернуться в футзал после того, как вы были вынуждены завершить карьеру из-за травмы?
– Когда вы переживаете тяжелые моменты в спорте, такие, как тот, что испытал я после травмы, завершающей карьеру, вы продолжаете переживать. Вы спрашиваете себя: «Почему я?», но не можете найти этому никакого объяснения. И все же на этом чемпионате мира я снова обрел себя и вернул себе аппетит. Я захотел вновь пережить эти моменты и чувства, которые так обогатили мою жизнь. Сегодня я чувствую себя удовлетворенным, я благодарен футзалу за то, что дает мне этот вид спорта, и за те моменты, которые я переживаю в нем, а также за фантастическую ответственность представлять свою страну. Я буду бесконечно благодарен за это.
– Когда Диего Джустоцци предложил вам должность помощника тренера, вам было трудно принять эту роль после того, через что вы прошли?
– Да, потому что это вызов. Игра – это одно, а тренировка – другое; вы должны сделать свои идеи последовательными и краткими и донести их до команды. Даже сегодня мне все еще нужно переосмыслить многие вещи и посмотреть, работают ли мои идеи или мне нужно вернуться к чертежной доске. Не всегда легко воплотить свои идеи в жизнь, потому что вам нужно адаптироваться к своим игрокам. Это настоящий вызов, но я наслаждаюсь повседневными делами, тренировками и матчами. Такие моменты случаются один раз при голубой луне, и вы не знаете, представится ли вам еще одна подобная возможность. Я пытаюсь извлечь из этого максимум пользы, потому что подобное не может длиться вечно. Вот почему я стараюсь получать от этого удовольствие...
– Я полагаю, что травма показала вам, как быстро все может измениться, и что вы должны получать удовольствие, пока можете.
– Несомненно, так оно и было. Вы учитесь бороться и находите вдохновение для достижения чего-либо, а не останавливаетесь на достигнутом. Если задуматься, из каждой негативной ситуации, через которую мы проходим, можно извлечь урок. После стольких травм, я сейчас просто пытаюсь развлечься, максимально используя работу со сборной и выступление на чемпионате мира в возрасте 35 лет. Я надеюсь, что для меня это первое из многих событий.
Источник – fifa.com