Директор по футзалу Федерации футбола Сербии Боян Павичевич – о национальной команде, изменениях в сербском футзале, сотрудничестве с ФСС, Даниэле Ибаньесе и женском футболе
Боян Павичевич: «Мы – самые молодые и быстрые в Европе»
Во второй части обширного интервью директор по футзалу Федерации футбола Сербии Боян Павичевич рассказывает о национальной команде, изменениях в сербском футзале, сотрудничестве с ФСС (Федерацией футбола Сербии), лучшем, на его взгляд, игроке, против которого ему довелось играть – испанце Даниэле Ибаньесе и потенциале женского футбола Сербии.
– У вас также есть то, чего нет у многих других национальных сборных или команд.
– У нас лучший тренер, лучший менеджер команды (Игорь Гачич), лучший тренер по фитнесу (Александар Петрович), лучший психолог, лучшие игроки. У нас также есть командная химия, у нас нет группировок, мы тусуемся все вместе. Мы громко обо всем говорим, в дискуссиях используем аргументы, а не оскорбительные слова, мы во всем знаем пределы. У нас также есть авторитеты в лице капитана, главного тренера. Нельзя доверить кому-то должность тренера, если его не уважают игроки.
– Обладает ли наставник национальной сборной соответствующим авторитетом, знаниями или званием?
– Иванчич пользуется большим авторитетом и абсолютным уважением. Когда игрок чувствует, что знает больше, чем тренер, это становится большой проблемой. Наставник должен соответствовать своей должности, игроки должны уважать его. Наш тренер – именно такой. Он также полностью поддерживает меня как директора национальной сборной. Вот то, чем мы отличаемся от других.
– В чем заключается ваша работа в ФСС, а также в качестве официального члена Комиссии УЕФА по футзалу?
– Я не являюсь директором, которого кто-то привел, я здесь, потому что понимаю и знаю эту работу. У меня есть и призвание, и знания. Прежде всего, знания. И много энергии, я хочу завершить то, что начал. Это признают и в ФСС, и в УЕФА. И там меня как футзального чиновника очень уважают. Они очень хорошо знают, кто я, и поэтому я пользуюсь репутацией человека, знающего свое дело.
– Одной из самых больших проблем в сербском футзале была атмосфера на матчах, частые драки на площадке и на трибунах…
– Это искоренено. В прошлом, двадцать лет назад, на поле были инциденты, стычки, неподобающее поведение. Это все – правда, но теперь уже не так. Я это вырубил. Подобное уже не характерно даже для Коньярника. Когда то поколение завершило карьеру, а такое поведение давно осталось в их сознании, теперь это другая история. Люди теперь приходят на трибуны, чтобы насладиться хорошим футзалом, у нас больше нет среди болельщиков таких фанатов, которые приходят пьяными и склонны к неадекватному поведению. Нам это не нужно как спорту.
– Вы также изменили систему соревнований.
– Четыре группы второй лиги мы преобразовали в одну, и это уникально для нас. Это самое большое достижение в сербском футзале за последние 20 лет. В этой лиге играют представители 12 разных городов, конкуренция исключительная, разница в уровне клубов практически минимальна. В то же время эта лига является отличным фильтром для лучших команд. Я с гордостью отмечаю, что наша Первая лига по системе и количеству игроков входит в десятку лучших в Европе.
– Благодаря вам в футзал снова могут играть игроки, зарегистрированные в большом футболе.
– И это одно из важных изменений. Одним из важнейших моментов является то, что теперь судьи могут судить как большой, так и малый футбол. Мы уже многих подтянули. Мы понимаем, что игроки «Звезды» или «Партизана» в наши клубы не пойдут, а ребята из зоны, которые получают в клубах 200 евро, играть будут. Если они будут играть у нас и получать столько же или немного больше, то они останутся в футзале. И хорошо, что они останутся, потому что у нас мало молодежи, которую нужно искать и на подготовку которой нужно тратить деньги.
– Не так давно одной из самых сложных и опасных задач было судейство футзальных матчей. Были угрозы, шантаж, избиения…
– Это время ушло, теперь судьи делают эту работу, не опасаясь, что с ними может случиться что-то неприятное, под контролем буквально все. Мы ввели видеосъемку, каждую игру нужно записывать, я лично выступал за то, чтобы судьи получали адекватные гонорары. Никогда еще судьям не платили лучше, чем сегодня. И все это оплачивает ФСС. И судьи, и делегаты назначаются Союзом. Клубные и тренировочные залы также не оплачиваются клубами. Все это регулируется местными федерациями. В клубах все бесплатно. Футзал стал системой. Сложнее всего было в Белграде – настоящая схватка, здесь было самое сильное сопротивление, но нам удалось справиться с ситуацией, и это – самое главное на данный момент.
– Футзалисты являются профессионалами своего дела или этот вид спорта – реально прибыльное хобби?
– Игроки сборной – профессионалы, они живут футзалом. В клубах, я имею в виду наши, ситуация несколько иная. Есть и чистые профессионалы, но есть и те, кто, учится и на этом зарабатывает.
– Сколько могут заработать лучшие, в частности игроки сборной?
– Половина нашей сборной играет за границей. Те, кто играет в Сербии, зарабатывают от 1000 до 1500 евро, а те, кто играет за границей – от 4000 до 5000 евро. Заработная плата футболистов, не имеющих статуса игроков национальных сборных и выступающих в зарубежных клубах, составляет от трех до четырех тысяч. Если игрок из категории асов в этом виде спорта, а у нас они есть, он зарабатывает до 8000 евро в месяц при условии, что такие игроки слушают меня как вы сейчас, когда начинают свою карьеру.
– Почему Вы, какие волшебные слова Вы им говорите?
– Я прошу их заниматься спортом, привести свое тело в отличную форму, а не ждать 30 лет, потому что тогда у них будет очень мало времени для того, чтобы заработать деньги и купить две или три квартиры, чтобы показать, что они сделали карьеру. Я говорю им это, когда они молоды, а когда игроку 20 лет, это часто не доходит до мозга. Но, несмотря ни на что, все равно говорю им, что я хочу, чтобы они поняли, что это тоже важно. Важно для того, чтобы после футзала им не нужно было работать официантами. Для достижения цели нельзя тренироваться время от времени – нужно делать это постоянно.
– Вы все время подчеркиваете большое сотрудничество с Федерацией футбола Сербии.
– Футзал переживает лучшие годы, если говорить о поддержке со стороны национальной федерации. Нет двери, которая закрыта для нас, или вопроса, на который мы не получили ответа. В нашу работу никто не вмешивается, мы пользуемся полной автономией. Бывший координатор по футзалу теперь является директором по футзалу и женскому футболу. И эта новая систематизация фактически только говорит о том, сколько людей из ФСС прислушиваются к нашим потребностям и насколько высоко они оценивают наши результаты. Как директор, я также являюсь членом Правления ФСС и Комитета по неотложным вопросам женского футбола и футзала. Это нормально в любой другой стране, с нами такое случилось впервые.
– Если говорить об уважении, значит ли это, что не будет препятствий для того, чтобы наставник национальной сборной по футзалу по результатам традиционного опроса ФСС был признан лучшим тренером 2020 года?
– Из-за пандемии коронавируса в этом году церемонии награждения не будет. Однако это не значит, что лучшие не будут названы. Сыгран чемпионат, сыграны матчи европейского отбора на чемпионат мира. Мы, футзалисты – равноправные члены ФСС, и нет причин, по которым нашего тренера нельзя признать лучшим. Это моя позиция, и я думаю, что это будет правильно.
– Мы на пороге 2021 года. Что бы вы пожелали сборной Сербии по футзалу в новом году?
– Мои поздравления для них – своего рода обязательство. Я сказал ребятам и тренерскому персоналу, что хочу медаль на чемпионате мира, который должен был быть сыгран в этом году, но его перенесли на сентябрь следующего года. В первой половине 2021 года они начнут квалификацию к чемпионату Европы 2022. Мы абсолютные фавориты в группе с Боснией, Румынией и Македонией. Если мы выполним задуманное, нас ждет много радости. Поверьте, мы сделаем все, чтобы 2021 год запомнился ценными достижениями и хорошими результатами.
Лучший – Даниэль
– Было бы интересно услышать, кто для вас лучший футзалист в мире?
– Мастеров этой игры много. Недавно тоже было голосование по вопросу, кто первый за все время. Наибольшее количество голосов получил бразилец Мануэль Тобиас, на втором месте был также бразилец Даниэль, прославившийся в испанской футболке, а на третьем – знаменитый Шумахер. Он тоже бразилец, с ним имела возможность познакомиться белградская публика, он играл в матче Лиги чемпионов «Марбо» – «Бумеранг». И я согласен, что эти трое – действительно лучшие из лучших, а Даниэль для меня номер один. Я играл против него много раз, он просто потрясающий мастер.
Женский футбол имеет потенциал
– Мне повезло, что люди, управляющие национальным футбольным домом, осознали ценность того, что и как делается в футзале. Официально нас даже хвалят как наиболее организованный сегмент организации. Помимо всего прочего они попросили меня позаботиться о женском футболе, который как часть организации был костью в горле ФСС. За год я поменял и перевернул буквально все. Сегодня нет проблем, которые до вчерашнего дня тормозили развитие женского футбола. Нет никаких неспортивных событий, жалоб, заявлений, взаимных обвинений и тому подобного.
– Как Вы сделали это?
– Когда я решаю что-то сделать, то работаю над этим днем и ночью. Я залезаю в грязь по пояс и приступаю к работе. Так было и с женским футболом. Я побывал во всех клубах, никого не пропустил, общался с людьми без перчаток, согласовал систему на следующие восемь лет. Теперь смело заявляю, что женская сборная тоже будет в авторитете. В планах – добыть место через квалификацию и стать участником чемпионата мира 2023 года, а также чемпионата Европы 2024 года. У нас точно все получится. У нас есть талантливые девушки, нужно только проделать большую работу, и сделать это профессионально. Женский футбол на самом пике, американские девушки не более талантливы, чем наши девушки, этот вид спорта на самом деле самый популярный среди женской молодежи, почему бы ему не быть у нас в будущем.
Источник – ekspres.net