Старший тренер дублирующей команды МФК «Продэксим» – о подготовке молодых игроков, селекции, Второй лиге и игроках юношеской сборной Украины
Финальным матчем Кубка МФК «Продэксим» завершился футзальный соревновательный сезон у молодежной команды нашего клуба. В дальнейшем ребята, собранные в «Продэксиме-2», будут продолжать тренировочный процесс, сочетая его с турнирными баталиями на открытых площадках, но это уже не совсем футзал в его классическом виде.
Итоги сезона для «Продэксима-2» в интервью клубной пресс-службе подвел старший тренер команды Дмитрий Бербенцев.
– Дмитрий, для начала давайте вернемся к началу сезона – в август-сентябрь прошлого года. Какие задачи ставились руководством клуба перед «Продэксимом-2» на нынешний год?
– Самой основной задачей было, чтобы как можно больше игроков «Продэксима-2» были подготовлены к тренировочному процессу первой команды. Возможно, кого-то даже подтянуть на игру первой команды. Задача – рост, как футзалистов, тех, кто в команде «Продэксим-2», для того, чтобы они тянулись к первой команде.
– Каким на тот момент численно был костяк команды? Она уже тогда была укомплектована, или все было в процессе?
– Постоянно, с самого первого дня она – в процессе. И до сих пора она в процессе формирования. Очень много мы смотрим футболистов и местных, и приезжих. Кого-то берем, кого-то убираем. Остаются те, кто на взгляд тренерского штаба сильнее. До сих пор мы формируем команду, потому что если приезжают футболисты, которые сильнее тех, кто есть в команде, мы берем, соответственно, тех, кто сильнее.
– Был ли какой-то верхний возрастной предел для ребят, которые привлекались в «Продэксим-2»? Условно говоря, будет ли 23-хлетний футболист рассматриваться как перспективный?
– К примеру, 15-тилетнему юноше будет сложно, потому что «Продэксим-2» играет в соревнованиях со взрослыми командами. Даже 16-17-тилетним ребятам, которые есть у нас, им не хватает антропометрии в борьбе со взрослыми соперниками. Хотя антропометрия не всегда от возраста зависит, поэтому, если человек в 15 лет крепкий и в состоянии бороться с мужиками, почему бы и нет? 23 года – однозначно нет, потому что мы подбираем людей не под «Продэксим-2», а под первый «Продэксим» в перспективе. Поэтому, если человек только в 22-23 года попадает в футзал, то маловероятно, что он попадет в первую команду в будущей перспективе. Поэтому, наш основной контингент – 17-18-19 лет.
– Как вообще построен процесс селекции в «Продэксиме-2»? Какие могут быть пути её усовершенствования?
– Очень по-разному. У нас нет человека, который отвечает за селекцию. Где-то сами просятся ребята, где-то через тех ребят, которые у нас в команде уже есть. Где-то можем присмотреть на турнире – в Днепре мы присмотрели мальчика, и он к нам приедет на просмотр. Следим за играми сборной U-19, и, если там есть ребята, которые без команды, приглашали к нам.
Кроме того, мы сотрудничаем с Энергодаром второй год, и костяк команды изначально у нас собирался едва ли не наполовину из воспитанников Энергодара.
Сначала четверо пришло, потом еще приходили. А дальше уже и местных ребят пересмотрели очень много, сейчас у нас есть из Херсона несколько человек, и в них я вижу хорошую перспективу, они в числе лидеров команды. Но наши школы «Освита» и «Кристалл» работают на большой футбол, и если и приходят из них ребята, то ярко выраженные футболисты. Хочется, чтобы они на фоне ребят, которые у нас уже занимаются футзалом достаточное время, не выпадали в плане мышления и в целом понимания футзала. Иначе таким ребятам сложно пробиться. Хотя если футболист сильный, я считаю, и при правильном отношении и желании он достаточно быстро всё схватывает и втягивается в процесс.
– Основной турнир, в котором ребята из «Продэксима-2» имели соревновательную практику на местном уровне в течение сезона – это Открытый чемпионат Херсонской области, в котором было сыграно 17 матчей. Третье место – в целом достойный результат, однако несколько пугающе выглядит отставание от серебряного призера «Стелса» в 10 очков, и от чемпиона «Арсенала Очаков» и вовсе в 22. Ваши молодые воспитанники настолько глубоко отстают от этих команд по уровню мастерства?
– Я не могу сказать, что отстают. У нас огромная проблема – психология ребят. Они боятся ответственности. Во всех играх, где нужен результат, с прямыми конкурентами, у нас постоянно мандраж, у нас постоянно такие проблемы, с которыми мы столкнулись в финале Кубка МФК «Продэксим»: психологически неуравновешенны практически половина команды, и очень сложно угадать – в разных играх выпадают разные люди. Если бы мы могли понять, кто именно не готов, можно было бы делать какие-то выводы. Но у нас постоянно разные люди не готовы к играм, и в плане не физически, а психологически. Вот в этом основная проблема, над которой мы работаем, но пока не получается.
Я сравниваю с нашим поколением, и им, наверное, не хватает концентрации на своей цели. Мы намного больше были сконцентрированы на своих целях, чем поколение, которое сейчас. Очень много футболистов пересмотрели во второй команде, но что-то у ребят много лишних мыслей. А нужно, чтобы им хотелось добиться чего-то, а всё остальное придет.
– В этом турнире нашей «молодежке» приходится играть с мужиками, среди которых есть возрастные и бывалые футболисты, и в таких матчах на первый план выходит характер. Как бы вы оценили этот аспект своих подопечных?
– Частично это связано и с проблемой психологии. Я не могу сказать, что мы сейчас на это сильно обращаем внимание с Дмитрием Холошей, чтобы важно было, чтобы у человека был характер, чтобы он сражался на площадке. Не могу назвать ни одного человека, который выходит на площадку и уступает, убирает ноги и тому подобное. Потому что такие в команде вообще не задерживаются. Но не хватает такого, что когда надо перетерпеть, когда надо через не могу, когда ради результата надо сделать всё возможное, в решающих играх, и во Второй лиге, и в чемпионате города очень много таких игр, в которых надо было перетерпеть, а мы – наоборот, пропускали важные голы, и после этого частично сыпались.
– В этом сезоне «Продэксим-2» впервые играл во Второй лиге. Здесь, пожалуй, главное разочарование – поражение в 1/8 финала от днепровского «Human», который вполне был нам по силам. Оно, это поражение, тем более обидно, что победа фактически открывала выход в «Финал 4-х».
– Во-первых, как построена Вторая лига, я бы был доволен, как тренер, если бы мы сыграли десяток таких матчей, как у нас были с «Human». Потому что хорошие, серьезные игры с накалом, который нужен ребятам, чтобы закаляться, у нас таких было только две игры – с «Human». Я бы сказал, что в первой игре мы провалили первый тайм. Второй тайм ребята провели на уровне, выбрались с «минус 2», но потом пропустили в самом конце. Но психология опять повлияла и в этой игре. На выезде, я считаю, не дотерпели, но ни одного слова упрека я не могу сказать, потому что ребята выжали из себя всё. Не буду искать оправдания в том, что у нас были травмированные, и на травмах играли несколько игроков. Как по мне, то «Human» – команда того уровня, к которому еще надо стремиться ребятам, до которого они еще не поднялись.
– В целом по этому турниру есть какие-то замечания с вашей стороны? Возможно, пожелания организации, которая его проводит?
– Хотелось бы, чтобы выше уровнем был турнир, но мне кажется, что это не от организаторов зависит, а от заявляющихся команд. Повторюсь, хотелось бы, чтобы ребята с десяток сыграли таких игр, как с «Human». А по большому счету, если отдельно брать турнир Второй лиги, то мы сыграли серьезные две игры за весь сезон.
– Есть предложение более детально пройти по персоналиям. Команда начинала сезон с тремя голкиперами, а завершали с одним Андрей Заецем. Прогресс у него есть? Тем более что нельзя сказать, что у нашей первой команды вратарская позиция на данный момент проблемная.
– Почему начинали с тремя, а заканчивали с одним? Потому что Андрей был на голову сильнее. Он выиграл конкуренцию. Был Влад Масалов, но мы с ним приняли решение расстаться из-за того, что у него мало было игровой практики. Заец, на наш взгляд, был сильнее, и Масалов захотел найти команду, где он будет играть. Павел Лагутин по уровню не дотягивает до Андрея, и я не вижу смысла, чтобы в заявку попадал человек, который не дотягивает до уровня соревнования.
Проблема Андрея в том, что он видит, что во второй команде он незаменимый, и не чувствует конкуренции. Хотя ему говорится, что его конкуренция – это попадание в первую команду, что надо стремиться вверх, а ему пока этого не хватает.
По моему мнению, он снизил к себе требования, остановился на том уровне, который у него есть сейчас, и если он не задумается над этим, то ему будет сложно попасть в первую команду, в Экстра-лигу. Всё сейчас зависит от него, потому что мы-то по тренировкам, по играм видим, что требования снижены из-за того, что он не чувствует конкуренции. Со своей стороны, мы сейчас взяли еще одного довольно-таки конкурентоспособного вратаря, который ему в следующем году составит конкуренцию.
Андрей Заец в этом сезоне сыграл много хороших матчей, тот же матч на выезде с «Human» это лучший его матч, и во многом благодаря ему нам не хватило всего чуть-чуть – он выручил очень много раз. Он уже хорошего уровня, но нет предела совершенствованию, и с этим пытаемся до него достучаться. Если он будет так вести себя, как ведет в последнее время, то ему сложно будет достичь того, чего он хочет, чего мы хотим. Но данные у него есть для этого, и как говорит Дмитрий Холоша, тренер вратарей, что у Заеца есть спокойствие, которое как раз надо вратарю, чего не хватает многим другим.
– В течение сезона Эдуард Волков, Артем Литвиненко и Данило Белан постоянно вызывались в юношескую сборную Украины. Как бы вы оценили потенциал этих ребят с прицелом на будущее?
– Потенциал очень хороший, но есть много проблем и в навыках, и в психологии у каждого. В футзальном плане они выделяются в том плане, что они действительно играют в футзал, а не в футбол на площадке. Видимо, поэтому Виталий Одегов, главней тренер юношеской сборной Украины, и обратил внимание на них.
По Белану скажу, что у него хорошие данные, но вопрос с мышлением и концентрацией на поставленной цели. Мое мнение, что он сам еще не решил, что он хочет в этой жизни. Он не прилагает достаточных усилий для того, чтобы быть сильнее. Он попал на сборы с первой командой, его прошлым летом брал Жоао Карлос Барбоза, достаточно хорошо их провел, и потом… Причина, я думаю, точнее, догадываюсь, но не буду говорить – думаю, он сам с этим разберется. Как по мне, он сдал и очень.
– В течение сезона ряд хороших матчей выдали Виталий Поплевичев, Максим Кошевой, Максим Савенко, Никита Ильин, однако, стабильность – не их сильная сторона. В чем проблемные моменты этих футболистов?
– Стабильность у нас вообще отсутствует. У всех. И у команды в целом, и у всех. То, о чем я говорил – у нас разные люди в разных играх становятся лидерами команды, а бывает и наоборот, что потом эти же люди выпадают. Может быть, это в силу возраста, может, то, о чем я говорил раньше – концентрация на своей цели.
– Все-таки глобально главная задача второй команды – это подготовка резерва для первого «Продэксима». Сколько игроков из нынешнего «Продэксима-2» готовы для начала хотя бы быть привлечены в главную команду в летний подготовительный период к следующему сезону? Речь идет о том, кого бы вы настойчиво рекомендовали.
– Выделять по фамилиям, думаю, неправильно – перспектива есть во всех. Играть в Экстра-лиге еще рано всем. Но тренироваться, чтобы расти, то те ребята, которые уже привлекались к тренировкам с первой командой, они не выпадали. Они и для себя росли, и не ломали тренировочный процесс первой команды. Думаю, что человек 5-6 будут готовы к тому моменту, когда соберется первая команда.
– Какие самые ближайшие планы у «Продэксима-2» на май-июнь, учитывая, что у ребят наступает горячая пора в учебных заведениях?
– Планы как раз в ближайшее время будем обсуждать с президентом клуба Игорем Колыхаевым. Пока конкретных планов нет – сейчас мы отпускаем кого домой на сессии, кого отдохнуть. Но у нас еще длится «Кубок Александра Шанца», и в ближайшие выходные у нас две игры. С теми, кто не на сессии, мы доигрываем этот турнир, а дальше и конкретнее будем решать в беседе с президентом клуба.
– Перед этим разговором с президентом клуба по поводу будущего «Продэксима-2» вы уже для себя его продумали, какие аргументы будете приводить «за» в плане продолжения функционирования команды и её развития?
– Игорь Викторович – он максималист, он хочет выигрывать все соревнования, в которых мы участвуем. Это здорово, но ребят еще нужно воспитывать и воспитывать – и морально, и психологически, и физически, чтобы они крепли, чтобы они были готовы выигрывать даже такие соревнования, как Вторая лига. Поэтому, куда мы пойдем, в какие соревнования, какой план подготовки, это будет уже решение президента клуба. Мне хотелось бы, чтобы ребята росли, играли как можно с более серьезными соперниками. Какие могут аргументы? Никто, кроме как я и Дмитрий Холоша, этих ребят не знает, какие они бывают на тренировках.
Мы ребятам и говорим, что они не показывают в играх того, что они демонстрируют на тренировках, что они умеют по ряду факторов. Президент не видит, какие они на тренировках, он видит картинку, которая в игре. А на игре большинство из них играет не на своем уровне – в силу переживаний, в силу психологии. Аргументы такие, что у ряда игроков второй команды перспектива очень хорошая. Они могут быть игроками Экстра-лиги. Сложно говорить, что они прямо в данный момент могут быть игроками команды, которая чемпион, которая играет в Европе. Но, по крайней мере, что они могут стать игроками Экстра-лиги – это 100 процентов. И это касается едва ли не половины игроков нынешнего «Продэксима-2».
Пресс-служба МФК «Продэксим»