Интервью с главным тренером “Столицы” украинцем Дмитрием КАМЕКО по итогам первого сезона во главе команды
Год назад главным тренером “Столицы” стал украинец Дмитрий КАМЕКО, который до этого успешно возглавлял гомельскую “БЧ”. Главкому пришлось немало потрудиться, чтобы изменить подход к работе в коллективе.
Но, к сожалению для болельщиков “зелено-черных”, минувший чемпионат завершился довольно неоднозначно. В межсезонье состав минчан претерпел изменения. К чему они могут привести? Кто займет место ушедших? Каким стал подход к работе в команде? Главный тренер “Столицы” приоткрыл завесу тайны.
— Уже год вы возглавляете “Столицу”. Как прошло это время?
— Это было довольно трудное время, потому что клуб очень амбициозный. Здесь играли и продолжают выступать опытные футболисты, которые многое видят и все понимают. Довести им какую-то идею сложнее. За мою непродолжительную тренерскую карьеру это был самый сложный и энергозатратный год. Тем не менее получил колоссальный опыт в работе с разноплановыми футболистами.
— Подведите итоги выступлений “Столицы” в минувшем сезоне.
— Вкатываться в сезон не особо тяжело. У меня был график, так сказать, по внедрению новых идей. И все начиналось оптимистично, парни хорошо принимали изменения. Но, как показала практика этого года, желание у многих быстро иссякает. К тому же очень сильно нас задела эпидемия, где-то в ноябре. Мы находились на карантине долго, потом практически с нуля начали выступать на Кубке. Частично получилось донести идею игры, которая могла бы работать при должном отношении. Но на практике этого не увидел. К концу сезона тактика стала смешанной. Каждый участник состава внес в работу что-то свое.
— Тяжело было встречаться с “БЧ” по ходу сезона?
— Знал: если станут играть так, как умеют, это будет сложно для всех команд. И пока “Столица” держала высокий темп, проблем не было вообще. Но почему-то при положительном результате команда останавливалась и в отдельных матчах, и в целом в развитии. Замечал это раньше, сейчас столкнулся сам. Мало кто в Беларуси действует наподобие “БЧ”: кто-то более вертикально, кто-то длинными передачами. В этом сезоне преобразился “Витэн” и начал применять наработки “4 в 0”, чего ранее не было. Тот же более выраженный прессинг “2-1-1” появился в ВРЗ. Многие команды стали подключать вратаря. Все друг у друга учатся, и это замечательно. Те наработки, которые много использовались в “БЧ”, были не так заметны в других клубах. Их совершенствовать надо постоянно. Поэтому в подготовке разделяли все команды и “БЧ”, хотя я сторонник того, что к каждому сопернику нужен индивидуальный подход.
— Есть отличия в подходе к работе в “БЧ” и “Столице”?
— Претерпел изменения план недельных циклов. Плюс переработаны детали тренировочного процесса. Вообще задача — не стоять на месте и добавлять новые принципы, форматы. В целом же разница между этими клубами велика. Я использую метод кнута и пряника. Могу в течение тридцати секунд за одно пропесочить, за другое похвалить. Спортсмен должен понимать, ошибся он или сделал правильно. В “Столице” восприятие критики на очень низком уровне. То есть хвалить — пожалуйста, а ругать нельзя. В “БЧ” с этим попроще. Считаю, в “Столице” надо быть более жестким с первых дней. Тогда успех возможен.
— Вы долго раздумывали над предложением о переходе?
— Какое-то время. С “БЧ” были недосказанности. Понимал, еще год и команда станет более завершенным проектом, эдаким фундаментальным строением. Но от руководства гомельского клуба исходило мало инициативы в плане сохранения футболистов, тренерского штата. Конечно, многое связано с финансами. За счет этого упор идет на стабильность, а она в определенных цифрах не конкурентоспособна.
— Какие планы на межсезонье у “Столицы”?
— Ребята, которые остались в команде, сейчас в отпуске. С начала августа приступим непосредственно к тренировкам. Я же сегодня веду активную работу по укомплектованию состава. И в Беларуси, и за границей ищем футболистов с определенными функциями. По планам на турниры и товарищеские матчи пока конкретики нет.
— Есть виды на конкретных игроков?
— Во всех линиях состав изменился кардинально. Появилась свежая кровь, пришли голодные на победы футболисты. Хотелось бы, чтобы они постоянно двигались дальше и не останавливались на достигнутом. Ошибки могут быть в тактике и технике, но их можно исправить в отличие от отсутствия огня в глазах и желания. Стараемся омолаживаться, прибавить атлетизма в удельном весе — выполнять те тренды, которые диктует мировой футзал. На сегодня работа по поиску новых игроков практически завершена. Ребята довольно быстрые, продуктивные в единоборствах. Еще, возможно, будут легионеры. Сейчас решили отойти от украинского вектора, смотрим в сторону России и дальнего зарубежья, скажем так.
— Почему такая большая текучка?
— Если бы каждый игрок приходил в уже построенную мной команду, это была бы совершенно другая система взаимоотношений. А так получается, что к ним пришел я. И это изменить не удалось. Каждый был важен на своей позиции. Но мы разошлись. Сейчас строим новую команду. Из прежней осталось процентов двадцать. Надеюсь, замечательные болельщики “Столицы” меня простят, поймут и обязательно помогут почувствовать тепло своей поддержки новым игрокам.
— В какой момент карьеры решили, что пора брать свисток в руки и тренировать?
— А у меня его вообще нет. Считаю, у футболистов должна быть реакция на голос тренера. А вот со здоровьем проблемы возникли. Мне тогда сделали четвертую операцию на колене. Думал, что поиграю еще лет пять, но врач даже года не давал. И так сложилось, что меня позвали тренером в украинский “Титан”.
— Желание побегать возникало потом?
— Тут или уже в полную мощь гонять, или вообще не пробовать. В Украине есть ветеранские лиги. Да простят меня мои коллеги, но деньги потрачены на эти соревнования зря. Лучше бы средства перечислили на детский спорт.
— А как в Украине обстоят дела с мини-футболом?
— Уже давно работают именно футзальные школы, в которых тренеры по этому направлению учат детей. Как раз сборная Украины — это воспитанники именно специализированных школ. Конечно, движение идет не в таких объемах, как хотелось бы, но оно есть — в отличие от Беларуси. Здесь, к сожалению, существуют проблемы выращивания молодежи. Чаще всего игроки мини-футбола — это переделки с большого футбола. И отсюда конкуренции не хватает, развитие медленное. Мне очень нравятся два проекта. В БНТУ и в Минске взялись за новое поколение ребят. Стараются их вырастить и дать дорогу именно в футзале. Гродно и Светлогорск предоставляют возможность поиграть молодежи. Но это точечные изменения. Массовости нет. И вот этот скачок надо постараться сделать максимально быстро. Частенько хожу к младшим командам “Столицы”. При должном отношении к тренировкам через несколько лет эти ребята смогут войти в основной состав и составить конкуренцию игрокам тех же топовых “Витэна”, ВРЗ и так далее.
В Украине в последние годы с большими трепетом и требовательностью относятся к футзалу. Прошлые поколения подняли высокую планку — и нынешние игроки тянутся к ней. Были у нас большие победы: дважды становились вице-чемпионами Европы, завоевывали неоднократное золото на студенческом чемпионате мира. Поэтому украинцы больше ждут, но и больше любят футзал.
— Когда популярность мини- футбола начала расти?
— В 90-е годы Днепр, Запорожье, Харьков, Донецк были основными регионами по развитию футзала. С моего родного Днепра “Механизатор” был обладателем Кубка СССР. Мы и равнялись на них. К тому же у них спонсоры были, которые где-то, возможно, хотели переиграть друг друга на финансовом поле. Росла конкуренция в стране, но была еще относительно небольшая в Европе и мире. Тогда сталкивались с недостатком научной футзальной информации. Хотя и сейчас приходится переводить тексты с испанского, португальского, чтобы окунуться в научный подход. А вот с развитием интернета все вышло на очередной виток истории мини-футбола. Сегодня можно смотреть матчи команд с разных континентов и учиться.
Беларусь средняя по размеру. Страны не очень крупные и не самые экономически мощные как раз и должны уделять внимание таким компактным видам спорта, как мини-футбол, гандбол, волейбол. Это более выгодно, чем те виды спорта, где нужны колоссальные затраты. Пока футзал только развивается, есть возможность занять определенную нишу и использовать этот импульс в дальнейшем.
— А как вы попали в мини-футбол? Насмотрелись, как играют украинские гранды?
— После окончания школы и СДЮШОР поступил в металлургическую академию. Тогда были серьезно развиты студенческие соревнования. На них и приглянулся тренеру “Будивела” Александру Юзику. Так и попал в команду первой лиги в Днепре. Я особо и не смотрел в сторону футзала, стремился устроиться в большом футболе, но Александр Дмитриевич меня смог заинтересовать.
Уже лет двадцать в мини-футболе. И за это время ни разу не пожалел. Большой футбол раньше смотрел, а сейчас в нем мне не хватает динамики. Всей душой люблю футзал.
— Есть ли какая-то значимая разница между украинским и белорусским чемпионатами?
— Она всегда будет. Это связано и с культурой, и с подходом. Что касается профессионализма игроков, то Украина впереди. Там большая часть клубов — частные. Люди вроде бы тратят личные деньги на “игрушку”, но это для развития хорошо.
— Звали вернуться в Украину на тренерскую позицию?
— Да, такие разговоры ходили. Даже с руководством отдельного клуба говорил. Это было еще до перехода в “Столицу”.
— У кого из тренеров берете пример?
— Я каждому благодарен за возможность поучиться. И наставников было в моей жизни немало. Со своими подходом, характером, принципами. Если критическое мышление развито, то от любого выбираешь что-то интересное. Конечно, будучи игроком, так не думается, уже со временем понимаешь это. Вспоминаются такие тренеры, как Александр Юзик, Александр Моргунов, Роман Смирнов, Александр Гуржеев, Евгений Рывкин, Олег Солодовник, Игорь Москвичев, Геннадий Лисенчук. На международной арене удалось поработать с Предрагом Раичем, Адамом Кригером, Анджеем Шлапой и Виктором Тарчило. Мне, как игроку, не со всеми было комфортно работать, но, безусловно, можно у каждого что-то позаимствовать для нынешней работы. Ну и, безусловно, многому можно научиться и у прямых конкурентов-соперников.
— Вы очень взрывной по характеру. На тренерской позиции это сильно мешает?
— Не сказал бы. Наоборот, это помогает. И до сезона в “Столице” это работало. Раньше футболисты понимали: если взрываюсь, значит, делают что-то не так. А в конце этого сезона игроки не выполнили то, что просил. Уже просто смысла в подсказках не видел. Решил не триггерить их. Но все равно не помогло. Поэтому лучше бы я орал и было бы, как и раньше: хотя бы не изменял самому себе.
Если говорить о судьях, бывает, проскальзывает, хотя работаю над этим. В минувшем сезоне сделал шаг вперед в этом вопросе. Я могу взорваться при всех, но никто не видит, что происходит в тишине. И перед судьями могу извиниться, и перед игроками, если действительно переборщил.
— Легко находите контакт с игроками?
— Мне казалось, что да. До последнего сезона. Всегда называю вещи своими именами. Достаточно коммуникабелен. Но в то же время моя искренность играет со мной злую шутку, потому что могу открываться, а кто-то это может иначе интерпретировать. В работе тренера это неприемлемая черта характера, с которой еще предстоит разобраться.
— Напоследок расскажите о себе вне работы.
— Живу мини-футболом. Просыпаюсь с мыслями о нем и засыпаю. А вообще люблю музыку. В 24 года решил научиться играть на гитаре. Тогда приложений не было. Мой кум Саша Маржановский, с детства занимающийся гитарой, играл во львовском ТВД, а я в донецком “Шахтере”. Это разные полюса Украины. И вот мы настраивали мою гитару по скайпу в тысяче километров друг от друга.
В детстве научился разного рода плетениям из проволочек, сейчас могу и браслет сплести, и пояс для брюк. Можно на поток ставить. Ребятам из “Титана” подарки на Новый год делал своими руками. Мелкая моторика очень успокаивает.
Стараюсь переписать все наработки с бумаги на цифровые носители. Хочу сделать тренерскую работу более современной, чтобы развиваться на новом уровне. Ну и уделяю внимание изучению языков, которые максимально связаны с футзалом. Очень нравится проводить время с женой. Она не просто любимый человек, но и интересная личность, с которой не соскучишься. Вот, кстати, в “Столице” еще друга приобрел. Сергей Сергеевич Соколов больший фанат футзала, чем я. Сейчас вернулся в родную страну, будет тренировать вратарей в топовом российском клубе. Хочу, чтобы у него все получилось, как и вообще у всех ребят, с которыми работал. Надеюсь, что будут и дальше развиваться. Еще не раз встретимся с ними на площадке.
Источник — Вероника ГАМЗЮКОВА, Прессбол