Главный тренер сборной Японии испанец Бруно Гарсия – о работе в странах Азии, ЧМ-2016, собственной эволюции, уровне и развитии азиатского футзала, испанской тренерской школе и секрете своего успеха…
Вторая часть большого интервью с главнім тренером сборной Японии испанским специалистом Бруно Гарсией, в котором он рассказывает о работе в странах Азии, ЧМ-2016, собственной эволюции, уровне и развитии азиатского футзала, испанской тренерской школе и секрете своего успеха…
– Что изменилось в Бруно Гарсия после работы в стольких странах за эти 8 лет?
– Очень много и... Очень мало, позвольте мне объяснить.
Очень мало или ничего: в идеологической сущности моей игровой философии я не изменился, я придерживаюсь мысли о том, как я хочу играть, и идентичности, которую я хочу для своих команд. Несмотря на переквалификацию и постоянное обновление, во всех структурах, участвующих в повышении производительности, нужно быть требовательным к самому себе и сделать это обязательной привычкой в своей повседневной деятельности.
Очень: в отношении глобализации, в которой я живу, обогащающего опыта во многих областях: культура, языки, обычаи... Определенно моя семья и этот проект для меня жизненно важны.
– Уровень футзала в Азии в последнее время сильно изменился. Что стало переломным моментом?
– Наш спорт – молодой, если сравнивать его с другими командными видами спорта, такими как футбол, баскетбол или гандбол, но на протяжении всей истории бывают решающие моменты, переломные моменты, которые меняют ход и динамику нашей истории. Есть несколько примеров, таких как 2000 год, с первым ЧМ для Испании, который сломал диктаторскую гегемонию Бразилии, в которой обе страны разделили золото четырех кубков мира, до прихода другого решающего момента, ЧМ-2016 в Колумбии, где многие из нас согласны с тем, что это была окончательная демократизация этого вида спорта. В этом смысле Аргентина была провозглашена чемпионом, победив Россию, и третье место принадлежит азиатской команде, Ирану, который обыграл Португалию, но еще две азиатские команды прошли в 1/8 финала, иначе говоря, они оказались среди лучших 16 сборных мира.
Для Азии параллельно с тем, что произошло на ЧМ-2016, тот год стал большим переломным моментом. До 2014 года гегемония Ирана периодически нарушалась Японией, которая вместе с Таиландом входила в тройку самых влиятельных команд на континенте, а также имела большую потенциальную разницу по сравнению с остальными командами, уровень которых был намного ниже, чем у трех вышеупомянутых. Между ними и остальными был огромный отрыв, уровень до этого не имел ничего общего с тем, что есть сегодня.
2016 год стал самым решающим в истории футзала Азии, он стал предвестником того, что произойдет на последующем ЧМ в Колумбии, год демократизации, и где команды, которые всего два года назад были далеки от устремлений завоевать медали чемпионата мира, все-таки сделали это. Вьетнам побеждает Японию, Узбекистан показывает себя как серьезная альтернатива большой тройке, а Австралия продолжает линию 2012 года и добивается новой классификации. К этим трем сборным добавляются привычные всем в финалах Кубка мира азиаты – Иран и Таиланд.
Лично мне посчастливилось увидеть это воочию и прожить, в то время я возглавлял сборную Вьетнама, время, выступление которой наверняка станет историческим и запомнится надолго.
В настоящее время отставания в Азии были значительно сокращены во всех соревнованиях, как среди сборных, так и среди клубов. Многие страны инвестировали и продолжают вкладывать деньги в глобальные проекты с иностранными тренерами, которые помогли им сделать очевидный скачок в качестве, и каждый кубок Азии является тому доказательством.
– В Центре высоких достижений в Гранаде нам повезло, что Вы посетили нас со сборной Вьетнама в двухнедельном тренировочном лагере. Насколько важно было подготовиться к ЧМ в Колумбии и пройти в 1/8 финала? И как это повлияло на футзал Вьетнама?
– Тренировочный лагерь в «CAR» в Сьерра-Невада был очень важной и ключевой частью нашего последующего выступления на ЧМ. Мы выбрали его, потому что он позволил нам опробовать адаптацию к условиям тренировок и соревнований на высотах, аналогичных тем, с которыми мы столкнёмся в городах Колумбии. Работа Эктора Соуто, Давида Гарсии и Хави Переса (физиотерапевта из Гранады, который уже работал с нами в «Оксифарма») в этой области была ключевой, им помогали все вьетнамские функционеры. Кроме того мы воспользовались координацией и помощью Педро Гарсии, которая существенно облегчила наше пребывание.
Мы также не прошли мимо предложения Королевской федерации футбола Испании провести матч с испанской национальной сборной в Талавера-де-ла-Рейна и «злоупотребили» любезностью Дани Родригеса из «Хаен Параисо Интериор» и Моли Умы из «Антекеры», чтобы объединить с ними тренировки и товарищеские игры на тех подготовительных сборах перед ЧМ. Из Гранады мы отправились в «Росарио Сентраль», чтобы дважды с национальной сборной, которая позже станет чемпионом мира. Это была очень напряженная подготовка, которая помогла нам в матчах с тремя сильными соперниками по нашей группе: Гватемалой, Италией и Парагваем. Мы прошли группу и отборочный тур в 1/8 финала, где мы уступили России, которая в итоге стала второй после проигрыша в финале Аргентине.
Развитие футзала во Вьетнаме, так же, как когда мы говорили ранее о футзале в Азии, имеет несколько переломных моментов. За два с половиной года для меня самой яркой, без сомнения, является игра на ЧМ-2016 в Колумбии, и попадание сборной Вьетнама в число 16 лучших команд мира. Мы опередили на четыре года цели вьетнамской федерации, которая обозначила 2020 год в качестве ориентира, чтобы попытаться пройти отбор на ЧМ. Но этот конечный результат был основан на трудоемком процессе подготовки. Позвольте мне объяснить. Я пришёл в 2014 году, за два месяца до Кубка Азии, в то время Вьетнам не был в ТОП-16 Азии, то есть было 16 сборных, принимающих в нем участие, но Вьетнам, будучи страной-организатором, имел гарантированное место.
Именно в том Кубке Азии мы начали закладывать основы этого проекта, нам удалось пройти отбор в четвертьфинал, в котором мы проиграли Ирану – прошли в ТОП-8 Азии. В том году, помимо Кубка Азии, мы играли в ежегодном чемпионате Юго-Восточной Азии-2014 в Маласии. Это был отличный турнир для нас. Впервые в истории сборная Вьетнама обыграла сборную Таиланда, позже мы уступили Австралии и обыграли Индонезию в борьбе за третье место, и впервые завоевали бронзу. Этот 2014 год был, без сомнения, первым большим шагом.
Второй шаг мы сделали в 2015 году. Помимо руководства национальной сборной, мне пришлось взять на себя ответственность за Клубный чемпионат Азии и возглавить команду Вьетнама «Тай Сон Нам», команду, которая, кстати, до сих пор не знала, что значит выиграть матч в этом соревновании. Кубок Азии того года проходил в Иране, и нам удалось занять третье место, мы получили бронзовую медаль и не вышли в финал по пенальти. В Кулубном чемпионате Азии существенным усилением для нас стали андалузец Сауль Олмо и узбек Артур Юнусов, которые помогли очень молодой команде завоевать континентальную медаль. Это был определенно новый поворотный момент. С того Кубка Азии-2015, до сегодняшнего дня, «Тай Сон Нам» никогда не спускался с пьедестала победителей, постоянно занимая призовые места.
Третий и последний шаг мы сделали со сборной в Кубке Азии-2016 в Узбекистане, который являлся одновременно отбором на Кубок мира. Мы вышли в четвертьфинал после большого и сложного группового этапа, в четвертьфинале мы играли с Японией, и именно эта победа помогла окончательно утвердила то, над чем мы работали с 2014 года.
Также в 2016 году перед ЧМ мы с «Тай Сон Нам» выиграли серебряную медаль чемпионата Юго-Восточной Азии, мы уступили в финале действующему чемпиону Таиланда, команде «Тай Порт». Ключевым событием для нас стал путь к финалу и игра в нем – это был отличный опыт перед началом подготовки к ЧМ.
Это правда, и очевидно, что ЧМ-2016 в Колумбии был важнейшим моментом для этого проекта, но на самом деле это было достижение двух с половиной фантастических лет.
– Каковы Ваши профессиональные цели в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
– На уровне сборной сосредоточиться на качестве игры и квалифицировать Японию на следующий ЧМ-2020 в Литве.
Если мы вспомним слова из предыдущего ответа, 2016 год для Японии был огромным разочарованием. Она не классифицировалась на ЧМ в Колумбии и это был настоящий удар, который бы поделил все на до и после, особенно, учитывая, что тогда в команде играло, на их взгляд, поколение лучших игроков в самом расцвете сил. И это было то, что привело меня в команду. Необходимо было перестроить проект, поработать над процессом смены поколений и обеспечить в сборной баланс, как по возрасту, так и по конкретным позициям, в команде, которая была достаточно ограничена в выборе необходимого количества игроков. Нужно было превратить ее в команду, куда могли бы попасть самые молодые игроки, сделать так, чтобы это была доступная команда с возможностью попасть в неё, но вместе с тем, обладала высокой степенью требовательности и конкурентоспособности. Все эти факторы были и остаются приоритетными аспектами при разработке нашего стратегического плана.
Кроме того, я хочу продолжить вносить свой вклад в улучшение сборных младшего возраста. В последнем Кубке Азии-2019 в Иране среди команд U-19 мы стали чемпионами. Мы усиливаем все возрастные категории, которые ранее оставались «за бортом». С момента моего прихода мы начали специальный проект по набору молодых талантов. Как полевых игроков, так и вратарей, на уровне всех возрастных категорий и с помощью множества мероприятий, направленных на подготовку тренеров, распространение знаний, сотрудничество с футболом и т. д.
Мои цели основаны на продолжении совершенствования того, что есть, и разработке новых стратегий улучшения японского футзала.
– Какую испанскую команду Вы бы хотели возглавить, когда закончится Ваш период в Азии?
– Я имел удовольствие руководить шестью различными клубами испанской лиги на протяжении 12 лет. Я прожил то, что многие называют лучшим этапом в истории футзала этой страны, и, кроме того, успел принять участие в различных турнирах, таких, как плей-офф , Кубок Испании, Кубок короля и т.д. После этого я решил получить опыт за границей, который уже длится 8 лет, в четырех разных странах, на трех континентах и с множеством международных турниров в каждом из них и на ЧМ.
У меня нет конкретной даты возвращения в Испанию, я был и продолжаю быть счастливым в каждом из моих проектов, которым я посвятил себя, как на национальном, так и на международном уровне. Сейчас я очень сосредоточен на такой великой стране, как Япония, которая имеет одну из самых сильных и уважаемых федераций в мире.
Конечно, так как я испанец, тренерский мостик сборной Испании – это то, что всегда будет меня привлекать.
– Каков текущий уровень испанской тренерской школы? Вы идентифицируете себя с ней?
– Испанская школа коучинга всегда была эталоном на мировом уровне, и те из нас, кто находится за границей, неизбежно становятся ее международными послами. У нас есть моральное обязательство не думать о собственном «я» и менять мысль, что Бруно Гарсия тренирует в Японии, или раньше во Вьетнаме, Перу или Китае, на идею о том, что тренер, представляющий испанскую школу, возглавляет команду Японии, Вьетнама и так далее.
На нас возложена ответственность и престиж, которые мы унаследовали от предыдущих поколений, свидетельствует о том, что мы должны нести это с гордостью и твердым намерением следовать прогрессивной линии распространения нашей школы на все большее число стран.
Испанская школа – это великое украшение Короны, мы должны заботиться о ее имидже и продолжать развивать ценности, на которых основана эта школа с момента ее создания. Наши методы работы, которые отличают нас от остальных – преданность, скромность, щедрость, честность и т. д. В этой школе одним из определяющих факторов является концепция «обмена знаниями», которой мы придерживаемся с момента ее создания и привносим в каждую точку на карте мира, куда мы приходим. Это ответственность и гордость, о которой мы должны продолжать заботиться и подпитывать.
Это школа, в которой я был воспитан и обучен как тренер, и, конечно, я отождествляю себя с ней. Но, как и во всех школах, всегда есть исключения, которые подтверждают правило – тренеры, которые не представляют нас, как на национальном, так и на международном уровне, которые далеки от стандартов, которые были установлены на протяжении десятилетий. Но я считаю, что они представляют собой небольшое меньшинство, и, кроме того, нет лучшего судьи, чем время, и именно оно поставит каждого на свое место.
– За эти годы Вы достигли немыслимых высот в странах, где оставили неизгладимый след и вывели их на достойные позиции в мировом рейтинге. На чем основан Ваш успех?
– Конечно, когда ты добиваешься больших успехов, тебе часто об этом напоминают, но я убежден, что то, что останется на долгие годы – это «наследие», которое мы оставим после себя. Это, прежде всего, ценности, которыми мы руководствовались и в которых мы находили вдохновение. Мы работали структурировано и систематически для достижения спортивных результатов, сопровождаемых различными видами деятельности, ради развития футзала в каждой стране, в каждом клубе и т. д. Специальные учебные мероприятия для тренеров на всех уровнях, консультации для клубов, структурирование категорий обучения, распространение и т. д.
Одним из ключевых моментов является то, что я пытаюсь наслаждаться процессом, а не сравнивать, и умею ценить многие хорошие вещи, которые каждая страна, а также ее культура, язык и люди могут дать вам. Мне повезло, потому что свою страсть я сделал своим образом жизни, и это та самая страсть, которую я пытаюсь продолжать стимулировать и передавать во всем, что я делаю, всем окружающим.
– Нет ни одного игрока, тренера, директора, болельщика, который бы говорил о Вас плохо. Вас ценят, куда бы Вы ни пришли. В чем секрет?
– Это вопрос не ко мне, а к ним... Моя главная задача всегда заключается в том, чтобы как можно скорее выразить и передать мой образ жизни, ценности, которые вдохновляют меня как в профессиональном, так и в личном плане. Я считаю себя очень уважительным человеком, мне не нравятся оправдания. Я не хочу нравиться всем. У нас есть профессия, в которой сотни или тысячи решений принимаются в самых разных ситуациях, и, следовательно, мы не можем угодить всем, кто нас окружает.
В этих субъективных условиях мы не сможем быть справедливыми ко всем, кто составляет эту среду, но я стараюсь быть настолько справедливым, насколько это возможно, а также быть последовательным в своих решениях. Я собираюсь идти вперёд и с самого начала поясняю, что я хочу от каждого, кто работает со мной, будь то игрок, тренер или функционер, а также стараюсь сделать так, чтобы они чувствовали себя вовлеченными в процесс и привлекаю их к совместному решению задач.
Прежде чем попрощаться, я не хочу упустить возможность поблагодарить всю семью «Футзал Назари» за вашу непрерывную и усердную работой на благо нашего спорта. Вы являетесь источником гордости, поскольку на протяжении стольких лет продолжаете это дело...
Я пользуюсь случаем, чтобы передать привет всем жителям Гранады и еще раз поблагодарить вас за любовь и тёплое отношение ко мне и моей семье.
Источник – futsalnazari.com