Экс-игрок сборной Украины о своем первом сезоне в чемпионате России
– Несмотря на финансовые трудности, этот сезон считаю для себя шагом вперёд. Всё-таки попробовал свои силы в одном из сильнейших чемпионатов. Хотя вначале потребовалось время для адаптации, но во втором круге выступал стабильно. Обидно только то, что нас лишили права участвовать в серии плей-офф. Думаю, нашим соперникам было бы непросто.
– Довольно сложно адаптироваться в 33 года, учитывая уровень российской Суперлиги.
– Почему-то у нас принято в последнее время, что после 30 игрок должен идти на списание. То, что сейчас выступают в чемпионате Украины игроки под 40, это следствии того, что много молодых игроков выехало играть за рубеж. В большинстве своём в последнее время делается ставка на молодых исполнителей. В своё время главный тренер сборной Украины говорил, что он завоевал в составе сборной свои медали на Евро-2001 и Евро-2003, когда ему было за 30.
Трудно достичь результата, когда в команде основу составляют молодые игроки. Тем более у нас, когда у большинства клубов нет своих спортивных школ, адаптированных именно под футзал. В большинстве своём молодёжь переходит в футзал после неудачных попыток трудоустроиться в футболе. Также хотел бы отметить, что в России в каждой команде, несмотря на наличии групп подготовки, есть опытные игроки. А по-другому и быть не может. Кто же будет передавать опыт молодёжи? Здесь к возрастным футзалистам всё-таки более бережное и уважительное отношение. Пример тому – Владислав Шаяхметов, Сирило, Сергей Сытин, Жоан.
– Кстати, в «Прогрессе» выступали несколько воспитанников «Синары». В своё время харьковская школа дала не меньше воспитанников на Украине, чем «Синара» в России.
– Да, мне приходилось разговаривать на эту тему с Костроминым, вратарем «Прогресса», который является воспитанником уральского футзала. В отличие от меня он начал заниматься футзалом ещё в третьем классе. Я же перешёл в мини-футбол в 16 лет. Поэтому ему легче сейчас в молодом возрасте адаптироваться к требованиям такого серьезного чемпионата как Суперлига. Нам же приходилось буквально на ходу перестраивать своё игровое мышление с зеленого поля на паркет.
– «Прогресс» не может похвастаться громкими успехами.
– В том-то и дело, что команда постепенно делала шаги от одного микроуспеха к другому. Пожалуй, главное отличие украинского чемпионата от российского в том, что команды, выйдя из низшего дивизиона, в Украине почему-то ставят задачи сразу бороться за медали. Или наоборот, предпочитают годами оставаться на любительском уровне, где игроки выступают за несколько команд, причем не тренируясь, и соответственно, не прогрессируя. Потому что без тренировок прогресса быть не может. В России те же «Ухта», «Прогресс», «Политех» «Новая Генерация» для начала ставят перед собой задачу пробиться в плей-офф. То есть руководство этих клубов, заведомо зная свои сильные и слабые стороны, не ставит перед командами заоблачных задач.
Еще раз хотел бы подчеркнуть, что если бы не финансовые проблемы, то «Прогресс» в будущем мог вполне развиться до уровня ведущих клубов российского чемпионата. Кстати, когда я начинал в украинском чемпионате, таких команд в высшей лиге было достаточно – «ЭХО» (Харьков), «Море» (Ильичевск), «Будивел» (Днепропетровск), «Универ-Автомар» (Сумы). Эти команды звезд с неба не хватали, но при удачном стечении обстоятельств могли прогрессировать. Плюс они поддерживали определенный уровень всего чемпионата, поскольку могли отобрать очки у любой команды, в том числе и у лидеров.
– Кстати, раз мы уже заговорили о тренировочном процессе. В России несколько неоднозначно отношение к уже бывшему главному тренеру «Прогрессу» Евгению Николаевичу Осинцеву.
– Я могу сказать о нем только хорошие слова. Недаром он недолго находился без работы – стал главным тренером новичка российской Суперлиги МФК «БЛИК» (Нефтеюганск). О квалификации тренера говорят результаты. А Евгений Николаевич, несмотря на сложное финансовое положение в клубе, поставленную задачу – выйти в плей-офф, выполнил. И не его вина, что «Прогресс» не смог принять участие в решающих матчах. Чего стоит настроить команду в таких условиях на выполнение задачи, думаю, понимают все, кто связан с командными видами спорта.
Что касается меня лично, то во многом именно доверие главного тренера «Прогресса» помогло мне адаптироваться к реалиям российской Суперлиги. Без доверия тренера сложно любому игроку, а тут тренер в меня поверил. Несмотря на проблемы, Осинцев до последнего верил в успех. И прилагал максимальные усилия, чтобы сохранить тот коллектив, который был у нас в «Прогрессе».
– Что было непривычно в российской Суперлиге?
– Конечно, поначалу сложно было привыкнуть к тому, что тайм длится 25 минут. Статистика показывает, что большинство решающих голов забивается именно в эти дополнительные пять минут. Причем за этот промежуток времени счет встречи может измениться в любую сторону. Также, в отличие от чемпионата Украины, тут редко встречаются счета 0:0, 1:1, 2:1. Здесь команды, даже играя вторым номером, нацелены на ворота соперников.
То есть если и встречаются подобные результаты, то это скорее признак низкой реализации в конкретном матче. В таких играх часто сказывается общий класс команды. Который зависит в первую очередь от того, сколько в команде не просто квалифицированных исполнителей, а исполнителей по-настоящему высокого класса. Но нередки случаи, когда фиксируются в итоге счета, где на двоих забито 10 и более мячей. Это украшает футзал и вызывает повышенный интерес со стороны болельщиков. На Украине очень часто команда, забив гол, сразу начинает действовать от обороны, что сказывается на зрелищности матча. Поэтому в украинской Экстра-лиге и результативность ниже, и в зрелищности она российскому чемпионату проигрывает.
– Еще одна особенность российского чемпионата – это спаренные туры.
– Вот здесь как раз и сказывается мастерство и бойцовские качества игроков. Сложно, например, против такой команды, как «Газпом-ЮГРА», выступить удачно в обеих играх, если у тебя в обойме 7-8 человек. В составе российского чемпиона есть 8-10 исполнителей, каждый из которых может взять на себя роль лидера. Не пошла игра у одного, другой возьмет на себя лидерские функции.
Поэтому в большинстве случаев команды-середняки стараются взять «свои» очки в одной игре, так им сложно сыграть на высоком уровне два дня подряд. В спаренных турах сложно восстановиться после первого дня и морально и физически. Хотя еще раз повторю, никто не выходит на площадку с поднятыми вверх руками. Все играют с максимальной отдачей и недооценка соперника топ-командами может стоить очков в одной, а иногда и в обеих спаренных играх.
– Какие дальнейшие планы продолжения карьеры?
– Сложно сказать. Есть варианты, но жду более конкретных предложений. Конечно, хотелось бы ещё поиграть на высоком уровне и за высокие места, благо силы и амбиции позволяют.
Сергей Чайка