Первая лига Перша ліга 2021/22. 5 тур. «SkyUp» став одноосібним лідером, «Любарт» завершує перше коло на передостанньому місціПольшаЭкстракласа-2021/22. Тур 13. Когда голы не в радостьИталияИталия-2021/22. Тур 10. Десятая победа «Падуи» и неудачный дебют Кайо ЖуниораИспанияИспания-2021/22. Тур 8. «Барса» выходит в единоличные лидерыЖенский футзалВища ліга (жінки) 2021/22. 2 тур. Гольова перестрілка в Хмельницькому і поразки дебютантокЭкстра-лигаParimatch Екстра-ліга 2021/22. 13 тур. «Ураган» відпускає конкурентівБеларусьПремьер-лига-2021/22. Тур 10. LIVE!Футзал в миреІрина Дубицька та Анастасія Кліпаченко продовжать кар’єру в кувейтській «Аль-Сальмії»Женский футзалВища ліга (жінки) 2021/22. 2 тур. «Легіон-Університет» (Луцьк) – «Новий Львів» (Львів). АнонсЛига чемпионов УЕФАЭлитный раунд Лиги чемпионов УЕФА начинается 1 декабряРоссияСуперлига-2021/22. Тур 6. LIVE!Женский футзалДмитро Голоскоков: «Готується серйозний проєкт щодо проведення жіночих змагань серед університетських команд»Первая лига Морено: «Приємно знову повернутися до України»ИталияКайо Жуниор перебирается в ИталиюЭкстра-лига«ХІТ» – «VIVA CUP»: історія особистих протистояньЧеркаси приймуть Матч зірок-2021Экстра-лигаParimatch Екстра-ліга 2021/22. Тур 13: анонсПервая лига Перша ліга 2021/22. Захід. 5 тур. Славута – Любарт. АнонсБеларусьДмитрий Лось: «Нам не хватает этих вещей: характера, реализации, уверенности»Бразилия54-річний Баже хоче, щоб його визнали найстарішим футзалістом у світі

Кирилл Красий: «Футбол меняется, футзал стоит на месте»

Главный тренер литовского «Витиса» Кирилл Красий – о влиянии пандемии на футзал, прошлом и настоящем, «альбиносах», кризисе развития в любимом виде спорта и олимпийском статусе футзала

Кирилл Красий: «Нас ждет очень насыщенный сезон»
 
Наша встреча с главным тренером литовского «Витиса» и тренером национальной сборной Литвы Кириллом Красием началась совсем не так, как я планировал. Не успели мы сесть за столик в уютном кафе и заказать по рюмке чая, как он обрушил на меня поток собственных мыслей, и уже спустя несколько минут я понял, что это нужно писать. Уже писать, не упуская ни слова, пока мой собеседник не закрылся и не перестал делиться самым сокровенным, наболевшим, тем, что его волнует сегодня больше всего…
 
Итак, слово Кириллу Красию:
 
– Главная проблема – это пандемия. Сложно говорить о каких-то тенденциях и развитии футзала, когда у нас исчезла атмосфера, и люди превратились в маски. За масками спрятались, спрятались в первую очередь индивидуальности и личности. А именно этого сейчас не хватает в любой игре.
 
Вот ты же сейчас посмотришь – мы же всегда в футболе, футзале выделяли и замечали личностей. А сейчас идет усреднение, можно сказать, стандартизация игроков. Все становятся одинаковыми. И это убивает футзал. Все научились тренироваться, все научились готовиться, все научились ходить в тренажерный зал, все могут позволить себе тренера по физподготовке…
 
– Не все…
– Мы сейчас про мировой футзал (улыбается)… Пропадают индивидуальности. Во многих командах любят сравнивать – как было раньше и как сейчас. Я не люблю сравнивать. То, что было когда-то, этого уже не будет. Это все в прошлом, это не вернуть, и тут нечего сравнивать. Понимаешь, я не могу себя сравнить… как играл я в 90-х и как играют сейчас. Потому что это неправильно. Потому что я играл тогда и играл против таких же, как я. А сейчас люди другие, поменялось поколение. Мир изменился за эти 30 лет. Люди, которые сейчас выходят на поле, совершенно другие – многих из них я вообще не понимаю. Не в футзале, а в принципе – они совершенно не такие, как мы.
 
Но если возвращаться к тому, с чего мы начали, то, наверное, все-таки сейчас, мне так кажется, опять должно появиться следующее игровое поколение… нужно выкапывать индивидуальностей… футзальных уродов… нестандартных, талантливых…

– Альбиносов…
– Точно! Правильное слово. Я не знаю, откуда они должны появиться, но мне кажется, вот это первостепенная задача всех тренеров – находить этих самородков, этих талантов, тех, кто не похож на основную массу… потому что когда ты смотришь и все команды – одинаковые, футзал перестает быть интересным…интересным для миллионов… это мое самое главное, личное понимание, если говорить о глобальных проблемах футзала.
 
И еще. По сравнению с футболом футзал имеет еще одну большую проблему. Это ограниченность. Ограниченность в пространстве, в составах, и как следствие – ограниченность в действиях, вариативности. Просто математически считаем – здесь 4-5 игроков, можно посчитать, куда они могут двинуться, что сделать, как они смогут совершить какую-то ротацию на поле, плюс гораздо меньших размеров площадка – 20х40, и ты понимаешь, что этих действий очень мало. Это же простая математика…
 
И для меня вот эта ограниченность, эта абсолютно небольшая вариативность очевидна. Мы сейчас как будто уперлись в потолок. На мой взгляд, за последние 10 лет развития футзала как игры нет. Есть постоянное развитие функциональных способностей игроков, восстановительных процессов. И все… Все тактические схемы, приемы были придуманы до этого периода. Практически все. Возможно, добавились мелкие нюансы, но кардинально нового нет ничего. И причина этому – та самая ограниченность, о которой я сказал – размеры площадки и количество игроков. Эта ограниченность создает ограниченность вариантов.

Да, любой человек может сказать – да каждая игра идет по другому сценарию. Да, это так, но набор действий один и тот же, ничего нового в эту игру ты, к сожалению, сейчас принести не можешь. Констатируем, что развития футзала как игры сейчас нет. Я же помню, как было у нас. Я пришел в 1993 году, и тогда каждая игра была для нас уроком, на котором мы получали новые знания. И каждый из нас доходил до какого-то понимания, осознания – что нужно делать, что не нужно, как это делать, почему это не делать. Ты видел, куда футзал развивается. Парадоксально, но тогда дефицит информации шел нам на пользу – мы придумывали сами.
 
А сейчас ты можешь посмотреть все. Любой канал, любую игру, для тебя все готово – пособия, учебники, видео…Вот ты смотришь чемпионат Италии – это учебник, каждая игра…
 
Все прописано, все люди выполняют четко, если это действительно команда тренерская. Не набор игроков, а действительно тренерская команда, где есть мысль и которая укомплектована обученными людьми.


Бразильцы «Пальмы» и «Пеньисколы»

– Окей, давай подискутируем. Если так все усредняется… Я сейчас анализировал составы испанских, итальянских чемпионатов… и, к примеру, не знал, что в испанских командах СТОЛЬКО бразильцев! Бразильцы же, и это знают во всем мире, как раз и ценятся за нестандартность и нетипичность. Бразильцы – это не те игроки, которые любят играть по шаблону. Или это заблуждение?
– Это правда. Но даже они не могут увеличить (чисто математически) набор действий и комбинаций, количество вариантов и продолжений в игре. Оно, количество, ограничено по определению. И сейчас, как мне кажется, футзал в тупике. Почему футбол все время прогрессирует? Гораздо больше количество вариантов. И постоянное изменение футбольных правил. К примеру, смотри, как изменило футбол то, что вратарю запретили брать мяч в руки при передаче от игрока своей команды.
 
– Т.е. можно говорить о том, что мы уперлись в стену, зашли в тупик, учитывая существующие правила?
– Нет. Правила в данном случае, на мой взгляд, вторичны. Количество игроков и размеры площадки. В большом футболе они практически бесконечны – это позволяют количество игроков и размеры площадки. А что в футзале? Столб, два вингер, фикс (защитник – Ред.) и вратарь, который в какой-то момент или отрезок времени может подключиться к игре. Все! Вариантов больше нет!
 
Да, понятно, что можно выстраивать игру и создавать разные варианты, вести игру так, как ты хочешь. Но при этом футзал все равно остается шашками по сравнению с большим футболом, который является полноценными шахматами. Потому что в данной ситуации в нашей игре все – пешки. Нет ферзей. И тенденция к стандартизации только подчеркивает это. Все превратились в одинаковых.

– Тогда возникает другой вопрос. Если нам нужны альбиносы, аномальные игроки, не похожие на других, и мы не умеем их воспитывать, то тогда необходима система скаутинга, которая бы их находила, выявляла. Для того, чтобы эти альбиносы оказывались не в борьбе, легкой атлетике или еще где-то, а именно в футзале.
 – Пусть скаутинга нам не поможет – они попадают в академии, которые превращают их в кого? Опять-таки в роботов.
 
– Нет, скаутинг – это поиск…
– Что такое поиск? Ты нашел парня, которому 11 лет, который не похож на других, а мы его загоним в рамки и опять будем из него делать стандартного игрока…
 
– Возникает логичный вопрос – возможно, ключ к решению проблемы – несовершенная система подготовки, которая изначально не учитывает возможное появление подобных индивидуальностей? Получается, что вы, ваше поколение, застали тот момент, когда вы учились все вместе. Вместе ошибались, вместе росли, и каждый из вас мог проявить себя в полной мере при наличии таланта.
– Потому что тогда не было системы игры. Сейчас есть система. Все команды играют по системе. Никто не играет так, как играли раньше. Раньше играли индивидуальности. Система игры у каждой команды была своя. И даже система в каждом отдельном матче могла сложиться другая. Теперь это нет. Она была основана на индивидуальных качествах игроков. Сейчас – это набор из 5-6 вариантов выхода из-под прессинга, какие-то варианты атаки, но все идет к тому, что пропадает изюминка, пропала игра от души, и миллионы игроков превращаются в ремесленников.

– Еще вопрос. Можем ли мы назвать Феррао «альбиносом»?
– Нет. Я думаю, что он – исполнитель высочайшего уровня мастерства в узкой специализации, на конкретной позиции «столб». Исключительно на ней. В защите он играет крайне слабо, его обыгрывают, некоторые команды даже строят на этом свою игру. Для того, чтобы отобороняться и потом ловить его «один в один», потому что он выбрасывается. Но он – величайший мастер на своей позиции.


Владимир Нудик (справа)

– Ок. Ты в футзале с 1993 года. Назови тогда пять «альбиносов». Для того, чтобы хотя бы понимать, кого хотелось бы увидеть в нынешнем футзале.
– Владимир Нудик, братья Усаковские… (долгая пауза, секунд на 30)…
 
– Из зарубежных?
– Будет банально, если я сейчас назову общеизвестные фамилии… Фалькао, например…
 
– Но он таки «альбинос». Потому что каждый год говорят о новом Фалькао, а нового Фалькао нет.
– Согласен, нет. Если так говорить, то как не вспомнить опять же про Рикардиньо. Его же не с кем сравнить. Он уникален. Единственный в своем роде. По манере игры, возможностям, индивидуальным качествам.

– Можем говорить о том, что завершение его периода в «Интере» связано не только с возрастом, а и тем, что тотальная систематизация футзала коснулась и его лично, а это бьет по его сильным качествам. «Интер» начал играть в другой футзал. Более схематичный, более прагматичный, в котором Рикардиньо неуютно…
– Да, наверное. Потому Рикардиньо и потерял свое игровое лицо, свой блеск после того, как ему необходимо было перестроиться. И тут происходит разрыв шаблона – зрители приходят и ждут шок, ждут этого блеска, а ты не можешь это дать, потому что теперь ты постоянно играешь на результат. Ты должен отработать в обороне, и ты должен при этом оставаться на том уровне, что раньше, в атаке. На том уровне, который был всегда. При этом ты должен помнить, что своими нестандартными ходами ты можешь подвести команду, попытавшись сделать нечто экстраординарное, а это может привести к потере мяча, к голу в ворота твоей команды.
 
Пример – Бразилия, которая много лет играла с Фалькао в составе. Когда они выиграли что-то в последний раз?
 
– В 2012 чемпионат мира (тут автор ошибся – в 2017 бразильцы выиграли Кубок Америки, но уже без Фалькао). Да, и они
проиграли сейчас Кубок Америки, он же отбор на чемпионат мира, аргентинцам. И если мы захотим назвать из аргентинской сборной кого-то великим – так там нет великих. Там великим был тренер, Диего Джиустоцци, с которым они выиграли чемпионат мира-2016.
– Понятно. Величие Фалькао заставляло тренера брать его в сборную и выпускать на площадку, но при этом страдала команда, которая не давала результат. И тогда задаемся вопросом – а нужен ли тренеру такой «альбинос»? Который может сам уничтожить любого соперника, но при этом превратит собственную команду в подносчиков снарядов. Будет один, скажем так, шоумэн, а все остальные будут на подтанцовке…
 
– И здесь возникает дилемма. Футзал стал максимально заточен на результат, и это бьет по его зрелищности, причем глобально. Это становится проблемой для его развития. Плюс на все это накладываются проблемы, вызванные пандемией…
– Да, это ребус, и я пока не вижу решения…

– Следующий вопрос – олимпийский статус?
– Не получит футзал олимпийский статус. Я так считаю, и мое видение этой игры становится все более скептичным. Потому что, повторюсь, прогресса самой игры я практически не вижу. Может быть, только за исключением еще большего динамизма. Еще большей динамики и вероятного изменения со стороны ФИФА/УЕФА правил. Можно предполагать самые фантастические варианты, вплоть до установки каких-то бортов (!!!). Потому что если есть борт, то мяч не выйдет с площадки, сохранится динамика… Почему хоккей столь популярен? Потому что постоянная динамика, постоянная борьба!
 
– Да, это вообще какой-то революционный взгляд на развитие футзала…
– Понимаю, что многие скажут: «Ну как?! Это же футзал? Как можно?! А стандарты? А многие другие моменты?!». Но…
 
–… но тогда это будет уже не футзал?
– Да, но футбол когда-то тоже был совершенно другим. Совершенно не таким. Когда-то можно было отдавать мяч вратарю, и изменение одного только этого правила очень многое поменяло в футболе. Возможно, найдутся умные головы, которые этот вопрос смогут сдвинуть с мертвой точки и дадут развитию футзала новый импульс…

Беседовал Сергей Бабиков

Похожие Новости

Комментарии:

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии. Авторизуйтесь под существующим аккаунтом или создайте новый.

Futsalua © 2016-2021 Проект разработан командой Futsal Ukraine. Все права защищены.