Prosports.kz повествует о карьере одного из сильнейших игроков в истории футзального клуба «Кайрат»
Переезд в Казахстан
20-летний Леонардо Мендонка да Роса прибыл в «Кайрат», не имея особого бэкграунда, в отличие от многих его соотечественников. Да, талантливый, да, физически одаренный, но таких ведь было много, а вот тех, кто действительно реализовал потенциал, – единицы. Тогда еще никто не знал, что этот субтильный паренек вырастет в одного из будущих лидеров клуба. Но Лео с первых же дней много трудился, впитывал тренерские идеи, наблюдал за партнерами и постепенно развивался.
«Я впервые покидал пределы Бразилии и не знал, что со мной будет в Казахстане. Меня заманили участием в Кубке УЕФА, но предполагали, что, вероятно, я отыграю только этот турнир и вернусь. Однако, после турнира мне предложили продлить контракт еще на год. Я вернулся в Бразилию, поговорил с близкими, с девушкой и решил, что буду играть за «Кайрат». Большое, а скорее даже фундаментальное влияние на мой переход оказал Андерсон, он был в хороших отношениях с Барбозой и предложил меня тренеру. Команде в то время как раз нужен был оборонительный игрок. Я бы не сказал, что Барбоза был совсем уж жестким, он просто верил в свои идеи и всегда считал, что, делает все правильно».
Кубок УЕФА-2013
Спустя три года Лео уже станет чувствовать себя гораздо увереннее, его адаптация в Казахстане будет окончательно завершена. Хотя Лео Сантана, Бетао, Жоан тогда выглядели основной силой алматинского клуба, но очевидно, что у 10-го номера «Кайрата» были амбиции и возможности стать не менее статусным и важным игроком для клуба. После жесткой руки Барбозы приход Какау для команды, и для Лео в частности, станет глотком свежего воздуха. Лео будет прибавлять с каждым годом, его сильные стороны выйдут на совершенно новый уровень.
«Очень важно, что Какау пришел именно в тот момент. У нас была отличная команда, но мало кто подозревал о нашей истинной силе. Хотя когда прошла жеребьевка и нам попалась «Барселона», все думали, что мы не пройдем. Но тренерский штаб, игроки, все представители клуба продолжали верить в исполнение нашей мечты, никто не хотел проигрывать. Ситуация в аэропорту перед вылетом в Тбилиси была неординарной, но мы не могли ничего сделать. Прилетев под утро, мы поели в «Макдональдсе», немного поспали, и вот уже матч с «Барселоной». Психологически и физически мы ощущали себя нормально.
Когда мы выиграли у «Динамо», у нас не иссякала энергия. Мы были молодой командой, средний возраст 23-25 лет, поэтому ощущали нечто особенное».
Кубок УЕФА-2015
Вероятно, поворотный момент в карьере Лео – Финал четырех Кубка УЕФА-2015 в Лиссабоне. Насколько солидным выглядел в том победном розыгрыше «Кайрат», настолько же ярко тогда сыграл Лео. Он был везде, он рвал и метал, оказал наибольшее влияние на игру команды в матчах с «Диной» и «Барселоной». Покер Лео в полуфинале – один из ярчайших индивидуальных перформансов не только в истории «Кайрата», но и, наверное, в истории всего турнира. Именно тогда окончательно стало понятно: на наших глазах вырос один из лучших игроков мира. Статус звезды был подтвержден голосованием Futsalplanet за звание сильнейшего игрока планеты, в котором Лео занял четвертое место.
«В 2015 году «Кайрат» уже был признанным брендом в мировом футзале. Наш состав был несколько сильнее, чем в 2013 году. Индивидуально я не чувствовал чего-то особенного перед тем турниром, я старался работать на команду. Да, многое получалось, говорят, что это пик моей карьеры, но надеюсь, что это все-таки не так и я смогу сделать что-то еще более грандиозное.
В Лиссабоне я особенно запомнил поздравления от моей жены, она была на трибуне, сильно переживала. Тогда ее поддержка была очень важна для меня, эти эмоции я никогда не забуду».
Сборная-2016
После громких побед с «Кайратом» Лео, а также Игита и Дуглас составили костяк национальной сборной Казахстана. Казалось, что в данном случае хотя бы приблизиться к клубным достижениям будет очень тяжело, но они вновь всех удивили. Лео был завораживающе хорош на дебютном для страны ЕВРО-2016. Он сверкал не только новой прической, но и традиционно надежной игрой в обороне, а также могучими дальними ударами. До сих пор все игроки той сборной (и даже победители Кубка УЕФА) говорят, что тот турнир в плане ощущений, драйва нельзя сравнить ни с одним другим.
«Эмоции от побед в сборной и с «Кайратом» совсем разные, это абсолютно другая мотивация. Когда ты играешь за сборную – ты играешь за страну. Я помню тот момент, когда Андрей Павлович Мищенко обратился ко мне с предложением относительно гражданства – я сразу же согласился, потому что Казахстан принял меня и дал очень многое. Я не хотел ничего доказывать Бразилии, у меня была мотивация играть именно за Казахстан, добиться со сборной успехов на международной арене.
Исторически бронза в Сербии – очень важное событие для всего казахстанского спорта, потому что больших побед в коллективных видах у страны немного. И еще, скептики иногда говорили, что победы «Кайрата» не полностью отражают успех казахстанского футзала, что без иностранцев наш футзал не так силен. Сборная Казахстана в 2016 году доказала обратное. Тех людей, которые так неаккуратно высказывались, – мы заставили замолчать. Для меня бронза на ЕВРО-2016 будет монументальным этапом в карьере, эту медаль я ценю даже больше, чем победы в Кубке УЕФА».
Аренда в «Спортинг» и Финал четырех-2017
После успеха со сборной перманентно амбициозный Лео нашел для себя новую мотивацию. Неудивительно, что к игроку стали проявлять интерес многие клубы, в их числе оказался и лиссабонский «Спортинг». Решение Лео и «Кайрата» выглядело оптимальным – годичная аренда в Португалию. Как ни странно, адаптация Лео в «Спортинге» проходила не совсем идеально, он долго привыкал к тренерским идеям Ну но Диаша, его функции несколько изменились. Тем не менее, переход в итоге стал полезным, как для «львов», так и для Лео. Он выиграл все внутренние трофеи в Португалии, и что самое важное – помог лиссабонцам выйти в финал Кубка УЕФА. По иронии судьбы этот финал проходил в Алматы. Лео очень не хотел играть против «Кайрата» в том розыгрыше, и этого не случилось, но крупное поражение в решающем матче от «Интера» (0:7) станет для защитника одним из самых печальных дней в карьере.
«Не знаю, когда точно «Спортинг» стал следить за мной, может быть, с того же Финала четырех-2015. На год раньше меня в португальский клуб перешел наш вратарь Маркао, вероятно, и он дал некоторые советы относительно меня. Мне было непросто, когда я уходил, но я лично обращался к президенту «Кайрата», потому что это был невероятный вызов. Я люблю «Кайрат» всей душой, но это была зона комфорта, спортсмен должен порой выходить из такого состояния, добиваться чего-то нового в других условиях.
Немного странные ощущения я испытывал, когда, будучи игроком «Спортинга» приехал в Алматы. Вроде бы дома, но на мне футболка другой команды, хотя так или иначе я сразу же почувствовал поддержку в свою сторону. Еще я благодарен жеребьевке, что судьба меня не свела с «Кайратом», это было бы вдвойне тяжело, а так получилось несколько спокойнее».
Возвращение и… расставание
Сезон 2017/18 не станет триумфальным для «Кайрата», и для Лео он, к сожалению, обернется большим количеством травм. Но этот год был необходим хотя бы потому, что в клуб придет младший брат Лео – Даниэль, которому он значительно поможет с адаптацией. В этот же сезон в семье Лео произойдет знаменательное событие – супруга Рената подарит ему первенца, сына назовут Пьетро. Во многом из-за семейных обстоятельств Лео примет тяжелое решение и скажет, что его миссия в «Кайрате» завершена.
Лео всегда обеспечивал команде приток харизмы, уверенности и некого спокойствия. Он стал одним из ярчайших символов победной эпохи «Кайрата», примером того, как в условиях казахстанского клуба можно воспитать полноценную звезду мирового значения.
И все-таки мы не говорим ему «прощай», мы говорим – «до свидания»! Как минимум мы еще увидим Лео в сборной Казахстана, а как максимум, мы знаем о том, что «Кайрат» и Лео – это одна семья!
Источник — prosport.kz