Украинский легионер чешского «Сварога» Максим Литвинов – о футзале Чехии, Беларуси и Украины, переходе в «Сварог» и жизни в новой стране
Именно в белорусском «БЧ» украинский универсал Максим Литвинов, по итогам 2012 года попавший в топ-10 лучших молодых исполнителей мира, вновь стал заметен и интересен как игрок, и во многом это случилось благодаря наставнику «железнодорожников» соотечественнику Дмитрию Камеко.
По окончанию сезона 2018/2019 в Беларуси Литвинова пригласил президент чешского «Сварога» Михаил Жак, кстати, уроженец белорусского Солигорска. На его предложение Максим откликнулся положительным решением.
О том, как попал в «Сварог», как играется, каковы условия быта в чешской команде, о своем фирменном праздновании гола, что думает об игроке президент «Сварога» Михаил Жак и о многом другом Максим рассказал в большом интервью белорусскому журналисту Дмитрию Степанцу специально для Futsalua.org.
– Рад тебя снова видеть в Беларуси и в Гомеле, Макс. Давай начнем. Как играется в Теплице. Для тебя это первый легионерский опыт в Европе?
– Да как, интересно (смеется). Что-то новенькое. Новые футболисты, новые команды. Да, для меня это первый, скажем так, европейский опыт в карьере и поэтому все такое новое, интересное. Если касаться игровых качеств команд в чешском чемпионате, то уровень, наверное, равный. Равный в сравнении с украинским и белорусским чемпионатом. Если упоминать зрительский интерес к футзалу, то он скорее ниже, чем в Украине и Беларуси. Ну, и опять, это зависит от того, какая команда играет и когда играет.
Кстати, в Чехии все матчи проходят в будние дни, в основном по пятницам. Да, да, в Европе выходные, т.е. суббота и воскресенье – это святое. Выходные никогда не трогают, нет даже упоминания, чтобы потренироваться или просто физически подготовиться. В выходной, если даже ты будешь кому-то звонить, то трубку не снимут. Все нужно решать в будние дни, они для этого есть. Так что, на мой взгляд, игры в пятницу имеют две стороны монеты (смеется). К примеру, мы играли полуфинал Кубка с «Эра-Паком», это самый успешный футзальный клуб в Чехии, тринадцатикратный чемпион страны, так людей практически вообще не было. Честно, не могу понять, почему. Играли финал Кубка, людей было прилично. Опять же, играли последний тур в чемпионате, зрителей было прилично на трибунах. Очень такой оригинальный зрительский интерес (смеется).
К примеру, в Беларуси сейчас возрос зрительский интерес к футзалу, в Украине он немного угас. Наверное, потому что в Украине идет своего рода смена поколения. Помалу уходят звезды, а на смену приходят еще незаметные игроки, которые займут эти звездные места и даже, может, затмят ушедших. Вспоминаю – лет 10 назад много было топовых команд в Украине, много крутых игроков, много легионеров, а сейчас всего этого на порядок меньше. Опять же, финансовое положение команд совершенно другое.
Многое зависит и от ситуации в стране. Я бы, наверное, больше хотел, чтобы изменилась ситуация именно в стране, а не в футзале. Изменится ситуация в стране – изменится ситуация и в спорте, не только в футзале, но и в большом футболе, в том же хоккее или волейболе. Конечно, хочется, чтобы период смены поколений скорее закончился в Украине. Хочется, чтобы быстрее появились новые топовые игроки, новые Москвичевы, Коридзе, Сытины, новые легионеры, но все это зависит от положения дел в стране. Все есть для этого, есть талантливая молодежь, есть классный тренерский состав, но вот само отношение к развитию футзала в Украине оставляет желать лучшего.
– А как вообще у тебя получилось поехать в Чехию играть? Как появился этот вариант?
– Мне написал президент «Сварога» Михаил Жак. Он сам белорус, переехал вроде бы в конце 90-х годов в Чехию. Он мне написал, что они заинтересованы в моих услугах, что я интересен клубу. На то время, я ответил, что не могу вот так все бросить, тогда еще у «БЧ» завершался регулярный чемпионат и начинался плей-офф, но пообещал подумать о предложении после завершения сезона в Беларуси. И вот, уже после матча за третье место, я поговорил с Николаевичем (Дмитрий Камеко – наставник «БЧ»), объяснил всю ситуацию. Благодарен ему, что он меня понял, сумел поговорить с руководством гомельской команды, благодарен и им за понимание. В итоге меня отпустили.
Президент «Сварога» Михаил Жак:
– Литвинова мне предложил Виктор Тарчило. Мы искали хорошего универсального игрока с умением как обороняться, так и созидать. Я посмотрел несколько матчей с участием Максима и дал добро тренеру. Макс оказался именно тем игроком, который нам был нужен. Он квалифицированный игрок и хороший парень, трудолюбивый и ответственный. Быстро влился в коллектив и старается быть лидером. Не боится единоборств, жёсткий и бескомпромиссный. Я думаю, что он еще не раскрылся у нас на 100%, где-то ему еще не хватает уверенности. Так как в нашей команде большинство игроков из Южной Америки, Максиму нужно было подстраиваться под партнёров, под их стиль игры. Уверен, что в конце сезона из Макса вырастет настоящий лидер, способный вести за собой весь коллектив.
– А ты уже знал на то время, что наставником «Сварога» будет белорусский тренер Виктор Тарчило?
– Нет, на то время я не знал, что мою будущую команду возглавит Виктор Константинович. Я об этом узнал уже после матча за третье место в плей-офф (смеется).
– Из представителей бывшего Союза в «Свароге», только ты и Тарчило, так? Вообще многонациональная команда? Я не следил за чешским чемпионатом, честно, вообще как-то не обращал внимания (улыбаюсь).
– Шесть национальностей. Бразильцы, португалец, испанец, чехи, я, был грузин Арчил Себискверадзе и тренер белорус. Если честно, то и я не следил (смеется). Знал образно, что есть команда «Спарта», есть в большом футболе и в мини. Слышал, что в прошлом году они набрали легионеров и сумели выстрелить в чемпионате. Наверное, это все познания мои о чешском чемпионате. Хотя, нет. Знал, что самая сильная команда – это «Эра-Пак», 13-кратный чемпион, созвездие игроков играли за эту команду, там Какау, Дуглас из «Кайрата». Вот, наверное, и все (смеется).
– Вот тебя уже отпустили с «БЧ» и ты сразу отправился в Теплице. Как встретили, как с командой познакомился?
– Прилетел, меня уже встречали в аэропорту в Праге, потом отвезли на мою будущую квартиру, где я сейчас и живу. Показали где зал, где будут проходить тренировки. У меня еще было два дня, для акклиматизации (смеется), я по городу гулял. Теплице – небольшой город, где-то около 50 тыс. населения, у него статус курортного города, горы, много санаториев. 45 километров до Дрездена. Много озер.
Перед финалом Президент возил команду на восстановление в сауну в Германию, недалеко, десять километров. Там сауны в горах, на улице, термальные воды. Я был впечатлен (смеется).
Стараюсь в свободное время посещать прилегающие города, ты же видел по Инстаграму, что уже я побывал и в немецких городах, и в чешских (смеется). Грех не воспользоваться такой возможностью, тем более, как я уже говорил, выходные у чехов – святое. Сам понимаешь, глупо было тогда не принять предложение от «Сварога». Все нужно в свое время, иногда нужно что-то менять, чтобы расти в профессиональном плане, да и в образовательном и личностном тоже.
– Какие бытовые условия у игроков «Сварога», конкретно у тебя?
– Отличные. Полностью предоставили квартиру, все оплачивается клубом, я не плачу ни за интернет, не за коммунальные услуги, т.е. я полностью отдан своей работе, своей игре.
– Вообще дорого все это обходится, в плане бытовом?
– Я в подробности сильно не вдавался, но думаю, что в Беларуси это стоит дороже. К примеру, в Чехии продукты в два, если даже не в три раза дешевле, чем в Беларуси. Качественные, большой выбор.
– В команде с кем больше коммуникацию наладил? Вообще, как общаетесь на тренировках, шесть национальностей ведь.
– На тренировках со всеми общаюсь, а вот вне зала уже не очень. Все в основном семейные, особенно чехи. Часто общаюсь с бразильцем Жеронимо, вратарем. Он шесть лет играл за клубы Казахстана («Кайрат», «Тулпар», «Аят» – Ред.) и поэтому хорошо понимает меня, а я его. С чехами также общаюсь, языки-то – украинский и белорусский очень похожи с чешским. Ну помалу практикуюсь в английском, ломанном правда, но все же общаюсь.
Вообще вначале было сложновато, языковой барьер, недопонимание партнеров по команде. У них свой менталитет, у нас свой. Со временем и у меня начал меняться менталитет, мне без этого никак, нужно адаптироваться к их жизни, быту. Переучивал себя во многом, исправлял себя в эмоциональном плане, даже тон разговора. На данный момент, считаю, что уже адаптировался. В Беларуси я вообще быстро адаптировался. За это, наверное, большое спасибо моему земляку и другу детства Никите Можейко. Очень мне помог в Гомеле. Без его помощи, не знаю, насколько быстро я смог бы адаптироваться в Беларуси.
– А как на тренировках? Тренер белорус, ладно, ты понимаешь, еще вратарь, а как с остальными?
– Есть переводчики. Но в основном мы сами подсказываем друг другу. Это к тому же хорошо помогает сближению команды. Жестами, движениями там подсказываем, проще говоря, футбольным языком.
– Ты уже был знаком с тренером в Беларуси, с его тактикой, тренерским стилем, методами, ну, или хотя бы слышал о них. Перенес ли свои «фишечки» Торчило и в «Сварог» или же что-то новое выстраивал под игроков?
– Он дал нам макет того, что он хотел бы видеть. И уже потом начал выстраивать все, что запланировал. Конечно, сейчас не на все 100 процентов у нас это получается, во-первых, есть языковой барьер, много игроков играли на одной позиции и теперь играют на другой, перестраиваются. Думаю, что все результаты этой работы покажет плей-офф и итоговое место. Но уже в Кубке, в финале, у нас это получалось.
– В команде знали, что ты ранее выступал в украинском, а потом в белорусском чемпионате, вообще знали о белорусском чемпионате?
– Украину знали, знали потому что играли раньше с командами из Украины, а вот про белорусский чемпионат, думаю, мало кто знал из команды. Узнали уже тогда, когда играли товарищескую игру с «Лидсельмашем». Сейчас уже я бы поставил три чемпионата на один уровень, т.е. чемпионаты Украины, Беларуси и Чехии примерно на одном уровне – по игре, по зрительскому интересу. Пять-шесть команд в Украине, пять-шесть в Беларуси и так же пять-шесть в Чехии – это приблизительно один уровень. Лига чемпионов тому показатель – «Спарта», «Продэксим», «Столица», кость в кость, равные, практически по силе команды. Я не беру последнюю игру, когда «Спарта» проиграла матч «Продэксиму».
Продолжение следует…
Во второй части – о финале Кубка Чехии, новом опыте, местных фанатах, фирменном праздновании гола, родном крае, финансовых условиях и личной жизни.
Специально для futsalua.org беседовал Дмитрий Степанец