Универсал гомельского БЧ Василий Жариков – о своей карьере, футзале АМФ и белорусском мини-футболе, Казахстане и Азербайджане, БЧ и Дмитрии Камеко
С игроком гомельского БЧ Василием Жариковым мы встретились в Одессе, в уютном кафе на Дерибасовской по «наводке» нашего белорусского коллеги Дмитрия Степанца. Причем Василий был не один, а вместе со своим экс-одноклубником, пятикратным чемпионом Украины Олегом Мирошником.
– Василий, где и как начинали?
– Начинал я в Наровле. Там не было спортшколы, но у меня большое желание и стремление добиться чего-то в футболе. Параллельно занимался еще всеми видами спорта, какими только возможно было, посещал практически все школьные секции. В общем, спортивным был мальчишкой. А более профессионально я начал заниматься футболом после того, как поступил в университет.
– В какой университет?
– Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. Вот там уже мы с ребятами с потока сначала в большом футболе пытались себя зарекомендовать, в дубле «Гомеля» (выступает в Высшей лиге чемпионата Беларуси по большому футболу – Ред.), после чего меня и еще парочку игроков приметили и пригласили. Но в дубле не получилось, не то, чтобы не подошли, а обстоятельства так сложились. Все, кто приглянулся тренерам, были неместные, на каникулы отправились домой, а когда вернулись, нам сказали: «Ребята, извините. У нас профессиональный клуб, а вы развернулись и уехали».
– Сколько Вам тогда было лет?
– 19, нет, уже 20 лет мне тогда было. После этого я еще в СДЮСШОР тренировался, там как раз собрали команду, что-то вроде сборной города Гомеля, хотели во вторую лигу заявлять, но деньги под эту команду так и не выделили, и нас распустили. И после этого я уже окончательно перешел в мини. Неплохо получалось, меня приметил клуб СМП-354, они тогда в первой лиге выступали, и все пытались выйти в Высшую лигу. Предложили мне контракт – я согласился. Так и началась моя карьера в футзале. За них я выступал год или два, а потом меня к себе пригласил ВРЗ. Я уже заканчивал университет, и пока выступал за СПМ-354, параллельно играл за университет, на город. Тогда практически все турниры в городе переключились на мини-футбол. Фактически именно в это время я начал заниматься футзалом профессионально.
– А в ВРЗ Вы попали как раз тогда, когда они играли в футзал по версии АМФ?
– Да, в тот футзал, где ауты вводят руками. Они еще два или три года играли в такой футзал, и уже затем переключились на мини-футбол. У меня как раз отработка должна была быть от университета, и мне предложили вместо отработки играть за них. Меня это устраивало, и я согласился.
– У ВРЗ тогда были серьезные успехи в этой версии футзала?
– Да, мы несколько раз выигрывали Лигу чемпионов. За сборную я тогда не поехал. А наши выиграли чемпионат Европы. Я уже потом играл за сборную – на чемпионате мира. Он проходил у нас, в Беларуси. Помню, первый матч играли в «Минск Арене», там, наверное, тысяч 10 зрителей собралось. Мы играли матч открытия с бразильцами и выиграли 2:1. «Горели» 0:1, но сумели победить. Вышли из группы, но в 1/4 финала проиграли парагвайцам.
– В ВРЗ Вы только в футзал играли?
– Нет, и в мини-футбол тоже немного успел. Как раз приехал Юра Дегтяренко, и остальные ребята из Украины – Можейко, Золотухин, Григорьев. Это был 2014 год.
– После ВРЗ Вы отправились в «Форте»?
– Да.
– А причина перехода? Высокая конкуренция? В ВРЗ сложно было попасть в «основу»?
– Скажем так. С тренерским составом у меня не сложилось. Сложно мне было с Яновским. Я не понимал, что он хочет от меня. Иногда мне казалось, что, возможно, причиной тому не только спортивные, а и какие-то личностные моменты. Мне абсолютно некомфортно было там находиться. Осознавал, что у меня не так много времени оставалось для того, чтобы реализовать себя. Я уже не скрывал, что не хочу играть за ВРЗ, и тренерский штаб меня в команде не видел. Тот случай, когда наши мнения сошлись. Да и шансов мне проявить себя не давали. Я впоследствии работал с другими тренерами. Тебе, как правило, объясняют, на что нужно сделать акцент, над чем поработать, и тогда есть какой-то выход из ситуации. Тут этого не было. Вообще. Просто тупик. Поэтому я решил что-то поменять в своей карьере и ушел в «Форте». А вообще – просто очень хотелось поиграть с Мирошником (Олег сидит рядом и улыбается).
– Кто тогда из украинцев играл в «Форте»?
– Тогда там играющим тренером был Сергей Задорожный, но он на площадку уже практически не выходил, а кроме Олега, играл еще Денис Гуменюк.
– Какие впечатления от работы с Задорожным? Там Вам дали шанс проявить себя?
– Да, там никаких проблем в спортивном плане не было. Играл постоянно. Этот переезд скорее по семейным моментам меня несколько выбил из колеи. Семья (жена и дочка) осталась в Гомеле, они не хотели переезжать в Могилев. Некомфортно себя чувствовал и думал либо искать что-то в Гомеле либо просто заканчивать с футболом.
– Получается, Вы полсезона провели в «Форте», и затем перебрались в обратно в Гомель, в «Южный»?
– Да, именно так. Мы быстро договорились. Я стабильно играл в «основе». Понятно, что там, наверное, не было профессионального подхода к тренировочному процессу, и требования были не такими высокими. Плюс за то время, что я играл в «Южном», там сменилось два тренера.
– В одном из своих интервью Вы говорили, что собирались в Казахстан, играть в чемпионате города Актау, причем упомянули, что в этом турнире принимают участие легионеры.
– Да, было дело. У меня там друзья играли, в Казахстане у меня родственники живут. В общем, после окончания сезона поехал к родственникам, заехал к друзьям, разговорились... Команда вроде бы собиралась идти в Высшую лигу, но не нашли спонсоров. А мне уже здесь нужно было определяться – или продолжать играть за «Южный», или перебираться в Казахстан. В Актау ситуация была 50/50, и я решил не рисковать.
– Однако спустя некоторое время Вы все же покинули Беларусь и оказались в Азербайджане?
– Точно. Начал сезон в «Южном», он в середине сезона распался, и пришлось искать варианты...
– Тоже через друзей?
– Именно так. Поехал в гости в Азербайджан, друзья, которые играли в Высшей лиге («Марафон»), вытащили меня на тренировку, после которой тренер заинтересовался, взял мои координаты, и затем пригласил.
– Это бакинская команда?
– А у них все команды бакинские (улыбается). Чемпионат Азербайджана – это, по сути, чемпионат Баку. Все игры в одном зале, в общем – чемпионат города.
– Вы застали как раз то время, когда там на ведущих ролях были бразильцы?
– Да, в «Аразе». Там у них, если честно, все довольно непонятно устроено. Я не очень вникал, но особого порядка не увидел.
– Какие самые яркие воспоминания остались от азербайджанского футзала?
– Сложно сказать. Я играл там с ноября до апреля. У нас была задача – занять второе место. Мы ее выполнили.
– А замахнуться на первое место было реально?
– Я думаю, нам бы при любых раскладах не позволили бы занять первое место. «Араз» – базовая команда сборной, и допустить, чтобы приезжали белорусы и обыгрывали бразильцев (смеется)... это был бы непорядок.
– Кроме Вас, в «Марафоне» еще были легионеры?
– У нас играли иранцы, четверка иранцев была, и я привез еще двух белорусов – Чумакова и Цвирко.
– Цвирко – тот, который нынешний сезон начинал в «Лидсельмаше»?
– Да-да, именно он.
– Вы стали вице-чемпионами, и на этом Ваша азербайджанская «одиссея» закончилась?
– Да. Если честно, очень тянуло домой. Знаете, приехать в Баку туристом – это здорово. Очень красивый город, много исторических памятников, для славянского человека это очень интересно – посмотреть на все красоты, достопримечательности, все очень круто. Но жить там... менталитет там все же другой. Я поэтому и семью туда не повез, ну, и сами, понимаете, очень скучал по дому.
– После Азербайджана Вы возвращаетесь и попадаете в БЧ?
– Нет. У меня был вариант с отъездом за рубеж. Не по футболу, а просто заграницу. Хотя, если бы все сложилось так, как нужно, то я и там, конечно, играл бы в футбол. В общем, я какое-то время ждал, пока наступит ясность, смогу я уехать или нет. В любой момент это могло случиться, а тут мы пересеклись с Камеко, и он меня пригласил на тренировки. Я начал ходить, получился своеобразный просмотр, и встал вопрос о подписании контракта. Я объяснил, что могу в любой момент уехать, и мы договорились, что если у меня все же это получится, то клуб не будет мне препятствовать.
В итоге за рубеж я не уехал, а здесь почти сразу получил травму, из-за которой фактически выбыл на три месяца. Даже если и играл, то не в полную силу. Только после Нового года набрал оптимальные кондиции. И, конечно, Камеко как тренер, наверное, помог мне раскрыться. Даже не то чтобы он помог, он реально сделал это.
– Давайте тогда несколько слов про Дмитрия Камеко? Литвинов недавно в интервью подробно о нем говорил...
– Ну да, ну да (смеется)! Камеко скинули скриншот этого интервью, и он так и сказал – ну вот, тренер-друг! Теперь, говорит, меня точно никуда, кроме БЧ, не возьмут.
– Шутники! А все же – в чем, на Ваш взгляд, причина успешного выступления БЧ в этом сезоне? Ведь до финала на самом деле не хватило совсем немного...
– Очень большая заслуга тренера. Именно Дмитрия Камеко. Первое, что хочется отметить... думаю, что все наши игроки так считают. Как Макс сказал, Камеко стал для нас не то чтобы другом, он стал очень близким человеком. Которого не хочется подводить. Наверное, это случилось благодаря тому, что он сделал акцент в первую очередь на том, чтобы построить коллектив. Я, конечно, не знаю, как было в команде до того, как он пришел. Но он реально сумел нас сплотить. Мы действительно стали как будто семьей, группой людей, которые делают одно дело. К каждому он сумел найти свой подход.
– А тренировки? Вам же есть с чем сравнить...
– Кстати, да. Я скажу, наверное, это единственный в моей карьере тренер, который сам прошел путь игрока, делал какие-то выводы, какие-то пометки, как надо тренировать, какие давать упражнения, на чем делать акцент. И вот с этим своим опытом он построил такую систему тренировок, которая позволяет игроку действительно выходить на матч полным сил, энергии и с сумасшедшим настроем.
И тренировки проходят очень разнообразно. Я, кстати, сейчас вместе с ним езжу на тренерские курсы, мы предметно общаемся по этому поводу, и он мне многое рассказывает. Большое количество упражнений он придумывает сам. Допустим, нужно поработать над каким-то игровым качеством или отработать какую-то схему, так он постоянно старается разнообразить наши занятия. Не повторяется, не работает по шаблону, а реально сам придумывает.
– В заключение очевидный вопрос – как в Одессе оказались?
– Приехал в гости к Олегу Мирошнику (улыбается). Мы еще с Могилева сдружились, долго общались. Он был в Польше, должен был приехать к нам, не получилось. Тогда я и подумал – пока отпуск, надо съездить в Одессу. Тем более что клуб у нас же не простой, а железнодорожный, и оплачивает нам билеты. Решил воспользоваться – и друга проведать, и сам погреться у моря. Тем более что ни разу не был в Одессе, хотелось посмотреть город.
– Как впечатления?
– Очень здорово. Прекрасный город. Мне раньше как-то не очень хорошо отзывались об Одессе, но я сейчас приехал, и у меня масса положительных эмоций. Олег показал мне все достопримечательности, и мы прямо сейчас сидим на Дерибасовской, улице, которая сама по себе является одной из главных достопримечательностей.
– Уже определились с планами на будущее?
– Переподписал контракт с БЧ. Меня все устраивает. Абсолютно. Тренер, его отношение, доверие – он реально мне доверяет, что еще нужно игроку? Мне кажется, что для любого игрока главное в карьере – встретить того тренера, который поможет ему раскрыться и даст ему возможность играть. На мой взгляд, Камеко как раз такой тренер, который умеет очень четко и ясно объяснить, что он от тебя хочет, над чем тебе нужно работать, и он очень здорово направляет тебя в нужном направлении.
Беседовал Сергей Бабиков