Экс-капитан сборной Украины Тарас Вонярха – о первых матчах сборной Украины, самом успешном для нашей сборной ЧМ-1996, малиновых пиджаках и победе на студенческом ЧМ-1998
В преддверии отборочных матчей ЧМ-2020 мы публикуем первую часть большого интервью с капитаном сборной Украины на самом успешном для нашей национальной команды ЧМ-1996 Тарасом Вонярхой, в котором он вспоминает о первых матчах сборной, чемпионате мира-1996, где наша команда завоевала «бронзу» и победном чемпионате мира-1998 среди студентов.
15.06.1971 Мастер спорта международного класса
Играл в командах
«Надежда» (Запорожье) – 1992-94,
«Новорусь» (Москва) – 1994-1995,
«Уралмаш-М» (Екатеринбург),
«Формика» (Амвросиевка) – 1996/97,
«Виннер Форд-Университет» (Запорожье) – 1997-99,
«Надежда-Запорожкокс» (Запорожье) – 1999-2002 (с перерывом)
«Укрсплав» (Донецк) – 2001, «Заря» (Бельцы) – 2002-2004
Чемпион Украины-1992 (Союз мини-футбольных клубов Украины)
Чемпион Молдовы-2003
Серебряный призёр чемпионата Украины – 2 (1999,2000)
Бронзовый призёр чемпионата Украины-1997
Обладатель Кубка Украины-1999
Обладатель Кубка Молдовы-2003
В сборной Украины с 1993.
Бронзовый призёр чемпионата мира-1996 (капитан команды)
Чемпион мира среди студентов-1998 (капитан команды)
Бронзовый призёр чемпионата мира среди студентов-1996
Тренерская карьера:
«Энергия» (Львов) – 2004-2006. Тренер, главный тренер. Вице-чемпион Украины-2006
«Ураган» – 2006-2008
После окончания ДЮСШ «Торпедо» играл в большой футбол и в мини. Лишь в 1992 году окончательно отдал предпочтение игре на паркете. Тогда «Надежда» выиграла первый чемпионат Украины, который проходил под эгидой Союза мини-футбольных клубов Украины., который в тот момент базировался в Днепропетровске.
Кстати, решающий матч проходил в Днепре против местного «Механизатора», который на тот момент был лидером украинского мини-футбола. Достаточно сказать, что за год до этого днепропетровская команда выиграла первый и последний Кубок СССР. В том составе «Механизатора» выступали Сергей и Александр Москалюки, Юрий Миргородский, Алексей Ерёменко (брат Константина Ерёменко). Нашу команду представляли Олег Зозуля, Роман Смирнов, Вадим Чередниченко, Рамиз Мансуров, Виталий Дмитренко, играющий тренер Юрий Арестенко.
– Вы были в числе первых игроков зарождавшейся тогда сборной Украины.
– Свой первый турнир сборная Украины провела осенью 1993 года в Санкт-Петербурге. Это была знаменитая «Петербургская осень». Мы были единственной сборной. Вышли в финал, но в финале проиграли московской «Дине» – 3:4. Фактически мы проиграли команде, которая была базовой командой сборной России. Поэтому этот матч не вошёл в список официальных матчей сборной Украины. А первую официальную встречу сборной мы провели в июне 1994 в Минске против сборной Беларуси. И одержали победу – 2:1. Тогда в составе сборной выступали вратарь Кондратенко, Сергей Дюженко, братья Усаковские, Геннадий Лунин, Андрей Суббота, Виктор Збаразский.
– В этом же 1994 году состоялся первый официальный турнир, на котором сборная Украины дебютировала.
– Это был студенческий чемпионат мира на Кипре. Ну, начнём с того, что по пути из аэропорта до спортзала, где проходили игры чемпионата, нам пришлось прослушать курс правил ФИФА по футзалу. Как это довольно часто случалось в дальнейшем, кодекс футзальных соревнований во многом не совпадал с международными правилами. Поэтому пришлось ориентироваться, что называется, по ходу пьесы. Более того, нам пришлось приспосабливаться под непривычный для нас мяч и покрытие. Впервые мы столкнулись с тем, что пришлось играть на чём-то вроде линолеума. Также пришлось осваивать двенадцатиметровые удары, изготавливать из картона подобие щитков, поскольку нам никто не сказал, что этот атрибут формы обязателен. Как для дебюта мы выступили удачно – в четвертьфинале по пенальти проиграли бельгийцам. В итоге заняли 5-ое место, выиграв два раза у бразильцев. Кстати, это был, пожалуй, единственный случай, когда мы обыграли южноамериканцев дважды.
– В 1994 году Вы оказались в российском чемпионате.
– На одном из турниров, в котором принимала участие сборная Украины, подошли представители московской «Новоруси», которые предложили мне и братьям Усаковским играть за их команду. В свой дебютный сезон мы в составе этого клуба заняли 12-ое место. А на следующий сезон я уже был в «Уралмаше» – «Новорусь» прекратила своё существование после 10 туров. Переезд в Екатеринбург мне многое дал в игровом плане, несмотря на скромные результаты екатеринбуржцев в чемпионате. Достаточно сказать, что мини-футбольным «Уралмашем» руководил чемпион СССР 1982 года в составе минского «Динамо» Виктор Шишкин. Для того времени даже в российском мини-футболе это была фигура. Кстати, на второй сезон мои партнёрами по команде стали земляки Сергей Дюженко и Роман Смирнов. К сожалению, в конце 1996 после чемпионата мира наше трио вынуждено было вернуться в Украину.
– Несмотря на скромный статус «Уралмаша», кто-то из Ваших партнеров в этой команде известен широкому кругу любителей футзала?
– Пожалуй, самая известная фигура «Уралмаша» того времени – это Владимир Бурлако. Этот форвард был главным конкурентом знаменитого Константина Ерёменко. Бурлако всю жизнь выступал в командах Екатеринбурга, которые на тот момент были середняками российского чемпионата. Плюс, когда в России начал культивироваться мини-футбол, ему было в районе 30 и, га мой взгляд, из-за возраста он не смог раскрыться полностью. Что касается титулованных футзалистов, то в «Уралмаше» с нами играл Денис Агафонов – чемпион Европы 1999, легенда екатеринбургского ВИЗа. На победном чемпионате Европы он был единственным в составе сборной России, кто представлял не легендарную «Дину».
– Были ли проблемы с адаптацией в российском чемпионате?
– В игровом плане нет. Дело в том, что первые чемпионаты по мини-футболу в Украине проходили по той же системе, что и в России. То есть съезжались в один город и играли «стенка» на «стенку» несколько дней подряд. А вот в бытовом плане приключений хватало. Особенно в Москве. Ведь для того чтобы жить и играть в Москве, нужна регистрация. Вроде нам её сделали, но постоянно были проблемы с участковыми и рядовыми сотрудниками тогда еще милиции. И хотя в неформальной обстановке мы общались с руководителями московской милиции и те предпринимали неоднократные меры, препятствуя действиям своих подчинённых, через некоторое время всё возвращалось на круги своя. Тогда из мини-футбольщиков в Москве не трогали только «диновцев».
– Вернёмся к выступлениям за сборную Украины.
– Первый серьёзный турнир для нашей команды – отборочный цикл на ЧМ-1996 в Италии. К сожалению, я смог сыграть только в двух матчах – получил перелом мизинца. Поэтому смутно помню эти соревнования м пришлось наблюдать со стороны. Помню, что вышли благодаря победе хозяев турнира итальянцев над югославами. А у меня из-за моей травмы произошёл конфликт с Лисенчуком. Мне ведь характер повреждения определили в Екатеринбурге. А до этого момента Геннадий Анатольевич не верил, что я не могу играть. Лишь после того, как я предоставил ему соответствующие документы из России, подтверждающие степень моей травмы, я вернулся в сборную. Это был как раз первый неофициальный Кубок Европы.
– Там и началось становление команды, которая заняла четвертое место на чемпионате мира?
– Именно там мы одержали свою первую победу над одним из грандов – сборной Голландии. Сейчас эта сборная – середняк европейского футзала, а на тот момент это была вторая команда в мире. Потом был бронзовый студенческий чемпионат мира в Финляндии, где, пожалуй, окончательно сформировался костяк команды. Мы тогда в полуфинале уступили сборной России. На студенческом мундиале, кстати, случилась забавная история. Часто в интернете можно видеть фото нашей сборной в малиновых пиджаках. Этакие новые русские. Мы, по-моему, неделю ездили на примерку. А приехали в Финляндию – жара. Все в одинаковых летних спортивных костюмах, одни мы в малиновых пиджаках. Выглядело забавно, но, несмотря на такой дресс-код и мелкие организационные неполадки, с того турнира мы привезли домой медали.
– Какое общее сложилось впечатление о первом чемпионате мира, в котором участвовала сборная Украины?
– Для нас это был такой продолжительный турнир. Мы тогда почти месяц играли вдали от дома. Возможно, как раз опыта подобных турниров нам и не хватило в утешительном матче за третье место со сборной России. Хотя мы уже тогда знали, что обе команды по окончанию турнира будут награждены медалями. Но всё равно было желание напоследок выиграть. И мы были близки к этому. Несмотря на то, что у России были Ерёменко, Белый, Алекберов, нам по силам тогда было обыграть эту команду. По игре мы ни в чём не уступали своим соперникам.
– Пожалуй, самым неожиданным результатом того турнира стала ничья с будущим чемпионом сборной Бразилии.
– Скажу так – если бы в Испанию поехали все те люди, которые планировались изначально, мы бы, вероятно, выступили лучше – была бы возможность варьировать составом. Во всяком случае, вполне могли не уступить россиянам в матче за третье место. В квартете, где я выступал, нападение было отдано братьям Усаковским. То есть где-то нам не хватало гибкости, потому что при любом раскладе все знали манеру игры нашей четвёрки – впереди действовали братья, а мы с Олегом Безуглым чистили сзади. Хотя в решающем матче с Уругваем за выход в полуфинал именно Безуглый оформил хет-трик. В этом плане квартету Москвичёв-Москалюк-Косенко-Мельников было легче – там исполнители были более универсальные.
Но даже в этих сочетаниях мы представляли довольно грозную силу – нам всё равно было с кем выходить играть. Пожалуй, одна из главных причин нашего успеха – это то, что от нас никто не ждал такого результата. Нам дважды перебивали авиабилеты домой – мало кто верил, что мы пройдём дальше. И спасибо хозяевам турнира, которые помогли нам переоформить билеты. Жалко, что этого драйва не хватило на два последних матча.
– Бразильцы в том матче нанесли около 40 ударов в створ ворот. Кто вам создал больше всего проблем?
– Шоко. Невероятный футзалист, который, несмотря на все свои габариты, управлялся с мячом так, что никто не мог понять, что он сделает в следующую секунду. А его гол в ворота сборной России это вообще что-то невероятное, когда даже арбитры не сразу поняли, что мяч побывал в сетке ворот – мяч вылетел из рамки, настолько сильно пробил Шоко.
– Мало кто помнит, что с бразильцами вы играли без главного тренера – Лисенчук был удалён в матче со сборной Голландии, а тренерский штаб он представлял в единственном лице.
– У нас был коллектив, способный решать серьезные задачи. Лисенчук тогда больше выступал в роли менеджера, чем тренера. А коллектив был такой, что игроки прекрасно знали, что делать, даже тогда, когда место главного тренера оказалось свободным. Игроки сами улавливали любую тонкость по ходу матча. Поэтому особо и не почувствовали отсутствие Геннадия Анатольевича на тренерском мостике.
– Вы ожидали, что после ничейного результата с Голландией, что сможете добиться ничьи с бразильцами?
– Если есть монолитный коллектив, то можно играть с любым соперником. А у нас, повторюсь, на том турнире был великолепный коллектив. Мяч круглый площадка ровная. И гранды не всегда выигрывают. Нет команды, которая выиграла все матчи в своей истории. И что значит – выходить на площадку, заведомо признавая соперника победителем? Всегда есть шанс выиграть – даже у чемпиона мира.
– В решающем матче с Уругваем украинская сборная, поведя в счёте 2:0, позволила южноамериканцам сравнять счёт.
– В какой-то момент не хватило опыта. Всё-таки для нас это был первый такой турнир. Но потом мы дожали соперника.
– Сборная Украины дважды на том мундиале проиграла испанцам.
– Испанцы, в отличие от бразильцев, уже тогда строили свою игру по схемам. Мы впервые столкнулись с подобной тактикой. Это давило еще и психологически – мы себя чувствовали в роли учеников. То есть мы где-то пасовали перед ними. Нам было легче играть против бразильцев, так как мы знали, кто у них ведущий, а кто ведомый. А учитывая, что тогда украинский мини-футбол делал первые шаги на международном уровне, и игрокам, и тренерам приходилось учиться на ходу. Кстати, как в дальнейшем показала история, тактика испанцев для того времени оказалась прогрессивной. Пока в Бразилии доминировали исполнители уровня Маноэля Тобиаса и Шоко, испанцам было сложно выиграть ЧМ. А затем наступила эра пиренейцев – два чемпионата мира были за ними.
– Через два года сборная Украины уже под флагом студенческой выиграла чемпионат мира среди студентов.
– Мы играли почти своим составом. Как я говорил, что поедь в Испанию на ЧМ все те, кто должен был поехать, мы вполне могли бы рассчитывать как минимум на третье место. А вот наш главный конкурент – сборная России – привезла в Португалию молодёжный состав. Понятно, что ротация состава – явление постоянное, но всё же в составе российской команды было мало игроков из того состава, который через несколько месяцев выиграл чемпионат Европы. Пожалуй, я могу вспомнить лишь Дениса Агафонова, который постоянно выходил на Евро-99. Тем не менее победа всегда победа.
– Через пару месяцев сборная Украины пропустила на Евро-99 сборную Португалии.
– Мы тогда прилетели накануне турнира и не сумели адаптироваться. Плюс хозяева турнира поставили игру, которая определяла судьбу первого места, сразу в первом туре и на очень позднее время. В общем, все эти нюансы привели к тому, что мы проиграли португалам 1:2. Оставшиеся матчи дальнейшего смысла не имели. Хотя мы разгромили сборные Боснии и Герцеговины и Израиля с общим счётом 10:1.
– Это был последний в Вашей карьере турнир в сборной.
– Да, так получилось, что у меня возникли личные проблемы, требующие моего присутствия дома. А сборная Украины должна была сразу после отборочного цикла лететь в Бразилию на три товарищеских матча. Но я должен был быть в это время Запорожье. В общем, второе выяснение отношений с Лисенчуком стало для меня последним, и меня больше не вызывали в сборную Украины.
Во второй части интервью – о клубной игровой и тренерской карьере, нынешней сборной и современном украинском футзале, лучших партнерах и самом курьезном моменте…
Беседовал Сергей Чайка