Вячеслав Чуднов – о своей карьере, самом титулованном клубе Экстра-лиги, первом чемпионстве, памятных матчах и херсонских болельщиках
Бронзовые медали и три подряд чемпионских титула – таковы регалии универсала Вячеслава Чуднова в херсонском «Продэксиме», но таковы спортивные реалии, что рано или поздно, но всегда наступает момент, когда клуб и футболист с какого-то момента времени начинают идти каждый своим путем. Именно это и произошло в судьбе Вячеслава, который в следующем сезоне не сыграет в «продэксимовской» футболке. Тем не менее, «Продэксим» стал вершиной в карьере 33-хлетнего футболиста, и за годы пребывания в этом клубе у Вячеслава было немало ярких и запоминающихся моментов.
Об этом и о много другом – в интервью Вячеслава Чуднова пресс-службе МФК «Продэксим».
– Вячеслав, начнем все-таки с не самого приятного. Через несколько дней после победного матча «Продэксима», в котором команда обыграла «Ураган», жизненные пути твои и команды разошлись. Как это произошло в деталях?
– Честно говоря, не понимаю, что здесь неприятного. Нормальные, обычные вещи, которые происходят в спорте, в футболе. Каждый из игроков встречался и разговаривал с тренером. Хави Родригес сказал мне слова благодарности за работу. Я тоже сказал ему слова благодарности, и на этом наши пути разошлись. У меня контракт с «Продэксимом» закончился.
– Можешь сказать откровенно, был ли для тебя неожиданным такой поворот событий?
– Не был неожиданным. Я, когда пришел в Херсон, очень хотел стать чемпионом Украины, и на второй год пребывания в команде получилось это сделать. Но у меня такая ситуация, что практически всю карьеру, где я ни играл, я жил один. Моя супруга Алина сказала: «Ну что, ты добился своего? Едь давай домой». Но я ей говорю, подожди, сейчас же Лига чемпионов, я там никогда не участвовал, давай еще годик. Так вот еще годик, потом еще годик, и вот уже четвертый год. Настало время уже возвращаться.
По ходу сезона я чувствовал, что к этому всё идет. Была еще куча обстоятельств по ходу прошлого сезона. У меня как раз после первой Лиги чемпионов были проблемы со здоровьем. Позже я пришел в себя, но не на столько, чтобы, скажем так, полноценно выполнять свои функции. Еще тогда подумывал об уходе, но Карлос Барбоза сказал, что он рассчитывает на меня, и я решил еще продлить контракт.
А по ходу этого сезона, когда пришел Хави, он сказал, что он очень сильно на меня рассчитывает. Но, наверное, во мне дело, что я полностью не оправдал те ожидания, которые у него были. В течение сезона я очень мало играл, но ничего страшного. В том же разговоре после сезона Хави сказал какие-то слова извинения, хотя это ему абсолютно не стоило делать. Он сказал, что мог бы мне больше времени давать, но я считаю, что если бы я был на его месте, то я, наверное, поступал бы точно так же. Когда у него две сбалансированные четверки, всё здорово построено, то зачем придумывать велосипед. Поэтому, всё нормально, мы расстались в хороших отношениях. В общем, всё здорово. Я ничем не расстроен, и всё было круто.
– На сегодняшний день сколько всего лет составляет твоя игроцкая карьера, если начинать отсчет от твоего первого профессионального контракта?
– В 2002-м году я пришел в «Универ-Локо» к Юрию Ивановичу Кобзарю. Со мной еще были Максим Каргин, Витя Турчак и Женя Щербина из Энергодара. Мы с Максом вроде как в 2002-м должны были подписывать контракты, но еще два года играли на любительском уровне за «МКС». Поэтому, первый полноценный контракт был в 2004-м году.
– Пятнадцать лет – это очень солидно. Вспомним все клубы поименно?
– С 2004-го «Универ-Локо», до 2007-го года. Потом я поехал в Санкт-Петербург, в «Политех», в Суперлигу. У меня была мечта на то время. Саша Хурсов перед этим уехал в ЦСКА, Артем Ковалев туда же. У меня тоже была мечта попасть в Суперлигу, и все-таки получилось туда поехать, но там, мягко говоря, не пошло. После этого я перебрался в «Енакиевец», где провел чудесные 6 лет. Но последние два года я порвал кресты, и всё как-то смазалось. Выиграли мы тогда бронзовые медали, Суперкубок проиграли «Тайму» в Харькове 0:1. Потом начались в 2014-м все эти грустные события на востоке, команда была распущена, а у меня как раз родился сын. Я вернулся домой, и год пробыл дома. Были предпосылки уехать в Латвию, но Бог отвёл.
– Каждый из украинских клубов оставил свой след в высшей и Экстра-лиге, но самый титулованный из них все-таки «Продэксим». Когда четыре года назад ты получил предложение играть в Херсоне, чем наиболее всего оно тебя привлекло?
– Игорь Москвичев мне звонил, когда команда еще в Первой лиге играла, но мне не очень интересно было приезжать только на матчи и играть, а таким было предложение. Я понимал, что это ни к чему хорошему не приведет. Одно дело просто приезжать, а другое – тренироваться, находиться в тонусе. Потом уже «Продэксим» участвовал в разных турнирах, и я приехал пару раз на турниры в Кривом Роге и Одессе. Тогда Макаев приезжал, Миша Волянюк, и на одном из турниров мы сидели с Димой Бербенцевым, и он сказал, что есть в планах заявиться в Экстра-лигу. Предложение было интересное, и плюс я год играл в чемпионате Харькова. Мне после этого предложения стало интересно вернуться в большой спорт, в большой футзал, и я знал, что в эту команду собираются игроки, которые «под задачу». Конечно, не все пришли с самого начала, кто собирался, но я посоветовался с супругой, что тоже было немаловажным. Она меня отпустила, она понимала, что я год ходил не то что в депрессии, но хотелось вернуться и заниматься своим любимым делом.
– Мог ли ты тогда представить, в какое количество «золота» выльется ваше взаимное сотрудничество?
– Честно скажу, мы когда там на первом собрании все собрались, пришел Игорь Викторович Колыхаев, со всеми поздоровался, предварительно лично пообщался. Когда же сели за общий стол, он назвал задачу быть в первом же сезоне в четверке. В течение сезона мы начали понимать, ближе узнавать, кто такой Игорь Викторович, мы поняли, что с ним будем добиваться высоких целей. Правда, в первой же игре приехали ребята из «Локомотива», настучали нам по голове 1:7, и опустили нас на землю. Но ничего, я думаю, они тоже внесли свою лепту в становление «Продэксима».
– Какое из трех чемпионств стало для «Продэксима» наиболее сложным? Твоё мнение, так сказать, изнутри?
– Самое первое.
– Почему? Обычно говорят, что защитить сложнее…
– Я склоняюсь к тому, что в тот год вообще никто в это не верил, не мог даже предположить, что мы не то что там чемпионами станем, а сможем повторить третье место. В это верили только мы. Президент, я точно в этом уверен, и все, кто находились внутри команды. Мы только этим жили, мы постоянно об этом говорили, думали и мечтали. В этот первый чемпионский сезон мы, может, больше не в футзал играли, а бились. И за счет этого желания, самоотдачи, характера, а характер был у нас на первом месте, мы и выиграли чемпионат.
– Ты все-таки очень опытный футболист. Как думаешь, почему «Продэксим» так лихорадило до нового года?
– Как сказать… Лихорадило в плане результата. У нас были полноценные хорошие тренировки, все было построено нормально. Не знаю… Может быть, думаю, нужно спрашивать с самих себя. С футболистов. Где-то переоценивали свои возможности, где-то должным образом на 100 процентов не относились к делу. Что касается игры, то во второй Лиге чемпионов качество игры было намного лучше, чем в год дебюта. В первый год мы поехали в Дьёр, у нас были кадровые потери, Миша Волянюк тогда ушел перед элитным раундом, но мы взяли какие-то очки. Но в этом году в основном раунде была намного лучше игра. Просто не было результата. Хотя, если нет результата, значит, мы что-то неправильно делали.
– Глядя со стороны, такое впечатление, что футболисты очень легко восприняли приход в команду Хави Родригеса. Что больше всего тебя в нем удивило?
– Наверное, его величие. Я сколько за ним следил, когда он был футзалистом, помню его матчи очень хорошо, и когда он пришел, сразу повеяло уверенностью. Он всем своим видом, всем своим отношением к делу давал понять, что всё будет нормально. Хави лично с каждым пообщался, дал понять, что всё будет нормально. Первое впечатление от него – это величие и уверенность.
– После приглашения Хави никакой кадровой революции не произошло. Те же футболисты, но заиграли совсем по-другому. Что такого привнес в коллектив испанец, после чего «Продэксим» заиграл и ярко, и результативно?
– Были такие мысли, что он с собой возьмет каких-то своих игроков. Но, значит, честь ему и хвала, что он сумел разобраться в той ситуации, которая у него была перед новым годом. Разобрался с тем материалом, который у него был. С этим у всех появилась уверенность. Кроме этого, у нас начались более интенсивные тренировки, очень много работы было проведено над стандартами. Если вы заметили, у нас просто посыпались голы со стандартов, начиная с игры с «Титаном». В каждой последующей игре мы по 2-3 стандарта забивали, а это немаловажно.
– Был ли какой-то конкретный матч, после которого ты и остальные ребята поняли, что чемпионская игра, та, которая позволит победить, поймана?
– Мы шли от игры к игре, выходили с задачей побеждать в каждом матче.
– А что думаешь по поводу поражения в финале Кубка Украины?
– Видите, что ни происходит, всё не просто так. Конечно, очень хотели победить в Кубке Украины, тем более, этого кубка в истории Херсона нет. Вспоминаю ту игру, и «Ураган» ничем не переиграл нас, а проиграли мы этот кубок только за счет своих ошибок. Но после той игры Хави зашел в раздевалку и сказал: «Ребята, мы сегодня проиграли, но вы были, как команда, и чемпионат будет за нами». Почему-то так и получилось, что именно в игре с «Ураганом» мы и стали чемпионами.
Вы знаете, я 4 года был в «Продэксиме», и эта команда отличается своим отношением внутри коллектива – все друг за друга. Мы в прошлом году после 1:7 от «Урагана» в Кубке Украины всей командой собрались и не проиграли больше ни одной игры.
– Перед игрой с «Ураганом», когда на кону стояла задача сезона, за счет чего удалось уйти от того, чтобы не сгореть перед ответственностью матча?
– Не буду лукавить, мы немного переживали за результат. Тренировались в обычном режиме, всё было спокойно, ничего в тренировочном режиме не меняли, но переживания немного были. Потому что в том положении, в котором мы были зимой, некоторые уже всё, нас списали, было отставание 8 очков от «ХИТа», а итоге оказалось, что всё решается с «Ураганом». Было переживание, но, думаю, что это нормально, у всех спортсменов есть, тем более, когда на кону чувство чего-то большого. Побеждать в чемпионате никому никогда не надоест.
– В целом, у тебя в «Продэксиме» более 160-ти матчей. Тройку самых запоминающихся для себя можешь назвать?
– Неимоверный кайф я получил, когда в пером чемпионском сезоне мы обыграли «Локомотив» в дополнительное время и вышли в финал плей-офф. Тогда после сирены меня эмоции так переполняли, ребята где-то там прыгали, радовались, обнимались с семьями, а я еще минут 5 лежал на площадке и просто не мог понять, неужели мы в финал вышли. Это первый матч. Потом отмечу четвертый финальный матч плей-офф во Львове. Мы туда поехали при 1:1 в серии, и первую игру там играли ввосьмером, выиграли 1:0 без Скорого и Калукова. На следующий день выиграли 2:1, когда прозвучала сирена, ты реально понимаешь… Нет, не понимаешь, что ты – чемпион. Этот матч отмечу. Ну, и еще два чемпионских матча – в прошлом году в том же Львове, и победу над «Ураганом» в Херсоне.
– И для баланса – один самый ужасный.
– В первый свой сезон в Экстра-лиге мы играли на кубок с «Локомотивом». Мы выигрывали тогда 3:0, и я тогда реально получал от игры удовольствие. У меня в тот день всё получалось. Но потом «Локомотив» пошел с пятым, и мы испугались сами себя, испугались того, что мы можем обыгрывать такую команду, как «Локомотив». В итоге, всё перешло в серию пенальти, был мой удар, я мог решать исход того поединка, и я не забил – Юра Савенко отвернулся от мяча, а я в него попал. Это мне запомнилось, я после игры думал, что уйду далеко и надолго.
– Вячеславу Чуднову – 33 года. Чувствуешь в себе силы еще поиграть?
– Сказать, что у меня полностью иссякли силы, такого нет.
– Есть мысли по поводу вариантов продолжения карьеры?
– Пока не готов об этом говорить. Больше склоняюсь к тому, чтобы с семьей побыть. Больше склоняюсь к тому, чтобы завершить карьеру. Если будет какое-то стоящее предложение продолжить карьеру, мы обсудим это с семьей, но пока нужно сделать паузу.
– У тебя высшее образование по профилю, не связанное со спортом, и как-то в одном из интервью ты говорил, что по той специальности работать не собираешься. Какой видишь свою послеигроцкую жизнь?
– Пока не сильно об этом задумывался, по поводу тренерской карьеры. Я играл под руководством больших тренеров, посмотрел их принципы работы, и мне кажется, что я бы смог работать тренером. Для начала хотя бы можно было бы попробовать. Но я понимаю, что для этого очень много нужно учиться. Нельзя просто так прийти и сразу руководить.
– Чем за четыре года для тебя был «Продэксим»?
– «Продэксим» всегда для меня был семьей, с самого первого дня. Мы, как только в первый день собрались, друг другу дали понять, что мы – одно целое. Кто бы ни приходил, кто бы ни уходил, текучка за эти годы была большая. Все всегда стояли друг за друга, дружили семьями, друг друга поддерживали. «Продэксим» одним словом это большая, большая семья, которая за счет такого отношения и добилась таких результатов. Просто так такого не добиваются.
Отдельно хотел бы сказать еще вот о чем. Не знаю, в каком еще клубе так всё организовано с медицинским обеспечением, разве что в «Шахтере» или киевском «Динамо». Такое отношение к делу, к медицине. Можете так и написать, что доктор команды, Сережа Трубачев – это невероятный человек. За четыре года, что я был в Херсоне, вся инфраструктура клуба выросла. Всё, что происходит в быту, для футболиста выполняется на 110 процентов. Футболист в «Продэксиме» может думать только о футболе. Потому что всё, что для этого нужно, всё для этого делается. Медицина, быт – всё решается просто незамедлительно.
– Переиначив одну фразу, можешь ответить на вопрос, бывших «продэксимовцев» не бывает?
– «Продэксим» у меня навсегда останется в душе. Навсегда.
– Может, это и немного банально, но все же… Вячеслав, большое тебе спасибо за четыре года в «Продэксиме», и пусть у тебя в жизни всё будет так, как ты сам этого хочешь.
– Хотел бы пожелать ребятам, их семьям, всем, кто имеет отношение к клубу, здоровья, удачи, и в этом году наконец-то выполнить мечту Игоря Викторовича выйти в «Финал четырех». Я как-то уже думал о том, что при том отношении к делу, которое было в этом сезоне, а я думаю, что оно будет увеличиваться, по той работе, которую проводит Хави Родригес, думаю, что будет усиление команды, не вижу никаких преград тому, чтобы «Продэксим» в четвертый раз подряд стал чемпионом Украины и этим вошел в историю украинского футзала.
И еще то, о чем не могу не сказать – это благодарность херсонским болельщикам. Вспоминаю, когда всё начиналось, на матчи приходили 20-30 человек, играли в пустом зале. Мы своей игрой, отношением завоевали публику, людей потихоньку стало приходить всё больше и больше. Когда в наш первый чемпионский сезон болельщики нас постоянно поддерживали, атмосфера была нереальной. Когда при счете 1:1 в финальной серии мы поехали во Львов, мы вышли на разминку – в «Галичине» пустой зал. До матча 40 минут, помню, все футболисты сидят, какие-то зажатые, но, когда в зал зашло человек 100 группы поддержки из Херсона, это было невероятно. В тот момент по каждому из нас прошло нечто такое, как ток. Мы поняли, что мы не можем уехать из Львова ни с чем. Поэтому, хочу выразить огромную благодарность всем болельщикам Херсона, сказать, что они – самые крутые, самые лучшие в стране. Так команду никто и нигде не поддерживает. Желаю и им еще с большей энергией болеть за «Продэксим».
Пресс-служба МФК «Продэксим»