Экс-капитан сборной Украины Тарас Вонярха – о клубной игровой и тренерской карьере, нынешней сборной и современном украинском футзале, лучших партнерах и самом курьезном моменте
18 декабря 20014, Энергия (Львов) – Ураган (Ивано-Франковск), фото Евгений Кравс
Часть 1. Тарас Вонярха: «Если есть монолитный коллектив, можно играть с любым соперником»
Вторая часть большого интервью экс-капитана сборной Украины Тараса Вонярхи, в которой он рассказывает о выступлениях за запорожские клубы, Молдову и Кубок УЕФА, лучших партнерах и самом курьезном моменте в своей карьере, а также высказывает свое мнение о нынешней сборной и современном украинском футзале.
– Вернёмся к Вашей клубной карьере…
– Ещё в Испании, на чемпионате мира, Сергей Бутенко, который работал в сборной, предложил мне, Смирнову и Дюженко перейти в «Формику» (Амвросиевка), которая на тот момент находилась в чемпионате Украины на предпоследнем месте. С нашим приходом «Формика» завершила чемпионат на шестом месте. Я в итоге стал лучшим бомбардиром команды (найкращим бомбардиром став Пряник, а Вонярха другим), но Смирнов и Дюженко ненамного отстали от меня. Но, в конечном счёте, наши усилия были напрасны – «Формика» через год прекратила своё существование и перестала играть в высшей украинской лиге.
– Далее Ваш путь лежал в родное Запорожье…
– В сезоне 1997-98 в высшей украинской лиге появился третий клуб из Запорожья – «Виннер Форд», который возглавил Валерий Петрух. Наше трио вернулось домой. Уже в первый сезон «Виннер Форд Университет» взял бронзовые медали, пропустив вперёд одесский «Локомотив» и киевский «Интеркас». На следующий сезон борьба за медали обострилась – с арены по финансовым причинам ушёл одесский «Локомотив», и его игроки разошлись по Украине. Мы имели все шансы взять золотые медали, обыграв в Киеве «Интеркас» – 5:4. В том матче победный гол с моей передачи забил Игорь Москвичёв. Но подножку нам подставили земляки – «Надежда-Запорожкокс» – мы им проиграли 2:8. Они в свою очередь проиграли «Интеркасу», и мы отстали от заветного первого места всего на очко.
Виннер Форд Университет-1998/99, из личного архива Тараса Вонярхи
Кстати, наших земляков тогда возглавлял Геннадий Григорьевич Шур. Реабилитировались мы в Кубке Украины. Сначала взяли реванш в полуфинале у «Надежды», а затем в решающем матче разгромили УС «Корпия», в составе которой выделялись братья Усаковские – 8:2.
– На следующий год произошло объединение двух запорожских команд – «Виннер Форда» и «Надежды-Запорожкокс».
– Однако результата это не дало. Вернее сказать, поставленной цели мы не выполнили – вновь оказались вторыми в чемпионате после «ИнтерКрАЗа», и к тому же проиграли киевлянам в финале Кубка Украины. В следующем сезоне у команд дела пошли неважно. У меня возникли трения с тренерским штабом, в результате чего я был сослан в донецкий «Укрсплав» на три месяца. Так тогда назывался впоследствии легендарный «Шахтёр». После окончания сезона я вновь вернулся в команду, где совмещал карьеру игрока с тренерской. Должен был учиться в высшей школе тренеров в Москве, но руководство клуба не отпустило – всё-таки был разгар сезона.
– В 2002 году «Запорожкокс» закрылся, и Вы поехали в Молдову.
– Да, после закрытия «Запорожкокса» я оказался в чемпионате Молдовы. В те годы в Запорожье проходил международный турнир по мини-футболу «Кубок Большого Днепра». В том розыгрыше принял участие тогдашний чемпион Молдовы – «Заря» (Бельцы). На этих соревнованиях молдаване заняли последнее место, поэтому руководство клуба приняло решение укрепиться. На тот момент ряд известных игроков в Запорожье остались без работы. И сразу шестеро – я, Олег Зозуля, Роман Смирнов, Сергей Дюженко, Сергей Костюченко и молодой Григорий Кириченко оказались в Бельцах. Большой мотивацией для нас стало то, что команда играла в Кубке УЕФА по футзалу. Кстати, молдавские команды со времён Советского Союза, когда только на постсоветском пространстве начал развиваться мини-футбол, котировались довольно высоко. Кишинёвский «Агро-Интекс» во втором чемпионате СССР занял третье место. Днепропетровский «Механизатор» выиграл первый и последний кубок СССР, обыграв в финале ещё одну команду из Кишинёва. Но на тот момент, когда мы появились в Бельцах, уровень молдавского футзала был сопоставим с украинским периодом 1993-1995. Точно так же команды съезжались в один город и играли по туровой системе.
– По Вашим словам, основной мотивацией было выступление в Кубке УЕФА.
– Да, мы дважды участвовали в Кубке УЕФА, и оба раза занимали в своих группах второе место. Как для Молдовы – это был неплохой результат. Ведь в первом случае нас опередил донецкий «Шахтёр» – на тот момент базовый клуб сборной Украины, будущего серебряного призёра ЧЕ-2003. А на следующий год мы пропустили вперёд знаменитый бельгийский «Аксьон 21», будущего обладателя Кубка УЕФА, основу которого составляли бразильцы. Одного из них – Робиньо можно сейчас наблюдать в «Бенфике» и сборной России.
В целом это был неплохой опыт – тем более тогда, на мой взгляд, выступать в еврокубках было более почетно, чем сейчас – на тот момент это было что-то новое в европейском футзале, Кубок УЕФА только-только обрёл статус профессионального. К сожалению, нормальное финансирование «Зари» продолжалось всего два года. Потом деньги закончились, и мне пришлось вернуться на Украину.
– И переключиться на тренерскую деятельность…
– В этом вопросе мне посодействовал Владимир Иванович Братусь. Сначала я оказался вторым тренером в львовской «Энергии». Помогал Андрею Василитчуку – известному украинскому футболисту, который на тот момент занимал пост главного тренера львовской команды. Через некоторое время я уже был главным тренером – всё-таки уже тогда было ясно, что футбол и мини-футбол это два разных вида спорта. И «Энергия» поднялась с последнего места на четвёртое. Соответственно и тренировочный процесс нужно было строить иначе. В сезоне 2004/05 «Энергия» добилась своего первого успеха в истории команды в высшей лиге – выиграла серебряные медали. Но руководство клуба так со мной и не заключило контракта – я работал на джентльменском соглашении. Вернее, контракт был заключен со мной как со вторым тренером и он не пересматривался.
5 апреля 2007, Энергия (Львов) – Ураган (Ивано-Франковск), фото Евгений Кравс
– После этого было краткосрочный период в «Урагане»…
– Об этом периоде я бы не хотел говорить. Отмечу только то, что я написал две программы развития клуба – первая под быстрый результат (приглашение легионеров, опытных отечественных исполнителей) и вторая – подготовка своих воспитанников и достижение результата через несколько лет. Обе стадии ивано-франковцы прошли, так сказать, в форсированном порядке. То есть не целенаправленно, а на авось. Появились финансы, взяли легионеров и ряд опытных игроков – взяли чемпионство. Закончились деньги, взялись за подготовку своих воспитанников. Сейчас опять собирают со всей Украины. А такие колебания ни к чему хорошему не приводят. Да, были золотые медали, но стабильно высоких результатов на протяжении длительного периода не было. Можно достичь локального успеха, а можно было постараться добиться большего…
– С кого брали пример как тренер?
– Впервые с профессиональным тренерским подходом я столкнулся в Екатеринбурге. Поэтому старался многое перенять у Шишкина, и, наверное, многому научился у него. Всё-таки он был фигура – чемпион СССР, пусть и в большом футболе. Хотя он никогда этим не кичился. Плюс у него было достаточно знаний, чтобы многого достичь в игре 5Х5. Считаю, недооцененная фигура в российском мини-футболе.
Что касается украинских специалистов, то середина 90-х – это период становления украинских футзальных тренеров. Пожалуй, только Геннадий Григорьевич Шур стоит особняком, потому что он находил и переквалифицировал игроков с большого футбола на паркет. Чего стоит один только Константин Ерёменко. Тогда всё решали кадры. Тут однозначно выделяется Валерий Иванович Водян, который тогда собрал почти всех игроков сборной под знамёна одесского «Локомотива». И только после того как «Локомотив» распался и игроки сборной разбрелись по разным клубам – остальные тренеры начали развиваться. Во-первых, появилась конкуренция и хочешь – не хочешь, надо было учиться, чтобы достичь результата.
Правда, и это длилось недолго – снова появился суперклуб – донецкий «Шахтёр». Только киевский «ИнтерКрАЗ», собрав молодёжь, пытался конкурировать с дончанами. Это происходило тогда, когда я сам уже начал заниматься тренерской деятельностью в «Запорожкоксе», используя по большей части опыт, полученный в России.
5 апреля 2007, Энергия (Львов) – Ураган (Ивано-Франковск), фото Евгений Кравс
– После «Урагана» Вы исчезли из профессионального футзала…
– Скажу так. После происшедшего в «Урагане» я решил закончить с профессиональным спортом, вернуться домой в Запорожье, и поменять сферу деятельности. О чём нисколько не жалею, глядя на происходящее в украинском футзале. Несмотря на то, что прошло больше 10 лет, картина в отечественном футзале не поменялась. С каждым годом всё больше этот вид спорта у нас в стране скатывается в дилетантство и посредственность. Вроде бы и власть в футзале поменялась, а стиль работы, увы, остался прежним. Это заметно и по выступлениям нашей сборной. Уверен, что нынешние игроки украинской сборной вряд ли сможет достичь того, чего достигло наше поколение. Да, и мы терпели поражения на международной арене, порой очень болезненные. Да, чудом прошли в финальную часть чемпионата мира-1996. Но мы старались использовать малейший шанс, и у нас это получалось, что подтверждают результаты. Сколько раз в последние годы сборная Украины не могла преодолеть четвертьфинальный барьер финало Евро и мира, часто проигрывая далеко не грандам мирового футзала? Наверное, за те премиальные, которые мы получили за ЧМ-1996, нынешний состав сборной Украины вряд ли даже вышел бы на площадку. Я уже не говорю о том, чтобы убиваться и пластаться на паркете против того состава бразильцев. Уверен – Маноэль Тобиас и Шоко вдвоём бы порвали нынешнюю сборную.
Конечно, это хорошо, что финансовая составляющая в общем несколько улучшилась. Но вопрос – почему не улучшается организация работы в некоторых клубах и футзальная инфраструктура? Вон, читаю, что не во всех командах есть врач. Где же отдача? Где результаты? Наверное, этого нет потому, что не меняется психология, менталитет людей – мы по-прежнему работаем по старинке. Всё на авось. Главное сзади отстоять, отбиться, а впереди, если получится, как-то закатим мяч в ворота соперников. Я уже не говорю об индивидуальном мастерстве игроков – оно ныне ниже на порядок. Вот и приходят такие исполнители в сборную. Отсюда и результаты.
– В принципе есть желание вернуться в футзал?
– Если в принципе, то я и не уходил – работаю в Запорожье тренером на любительском уровне. Пытаюсь открыть свою академию. В общем, пробую выстроить инфраструктуру исходя из своего понимания и знаний. Я не хочу выглядеть брюзгой, но в тоже время и мальчиком на побегушках, коими сейчас является большинство тренеров, я тоже быть не хочу. И такое положение длится уже давно.
Да, можно проводить множество различных соревнований, но во главе любого вида спорта стоят международные результаты. Почему в середине нулевых начался футзальный бум на Украине? Да потому что сборная Украины успешно выступала на международной арене. Потому нынешние ветераны, которым тогда было 18-20 лет, успели в большей мере утолить свои финансовые аппетиты, а вот результат не дали. Не сумели они сохранить победные традиции. Причём всегда у них были отговорки – это не так, то не этак. А следующее поколение, глядя на нынешних старичков, с ещё большим цинизмом стало относиться к своему делу. Глядишь – игрок по мячу толком попасть не может, а уже агенты, контракты, неоправданные авансы. Склоки, какие-то скандальные переходы, а качественной игры нет.
Раньше было меньше шума, больше результата. А что сейчас у нас на первых полосах футзала? Непонятно кто что-то про кого-то сказал, тот в ответ обгадил и понеслось. Всё, что угодно, кроме обсуждения, разбора, качественного самой игры. И все от этого балдеют. И такое начинается с детских соревнований. В общем, пока на первом месте у подрастающего поколения, у руководителей команд всех уровней, да и у нынешних околофутзальных функционеров не будет игра, стремление повышать свой уровень, положительных результатов ждать не стоит, о них можно забыть. И повторюсь – об уровне футзала в стране нужно судить только по результатам на международных соревнованиях. Хотя, возможно, большинство действующих футзалистов считают нынешние результаты на международной арене приемлемыми.
из личного архива Тараса Вонярхи
– Не будем заканчивать на грустном, давайте в конце всё-таки вернёмся к воспоминаниям. Самый памятный гол в Вашей карьере?
– Пожалуй, гол в ворота сборной России на ЧМ-1996. Для меня он самый ценный – ведь он был забит на Мундиале.
– С кем из партнёров Вам было наиболее удобно взаимодействовать на площадке?
– Я больше тяготел к комбинационной игре. И когда на площадке оказывался вместе с Косенко, Мельниковым, Москвичёвым, Александром Москалюком, то получал настоящее наслаждение. К сожалению, это происходило в основном в сборной.
– Самый курьёзный момент на площадке?
– Пожалуй, тот, тогда, когда я забил гол одесскому «Локомотиву», играя за «Виннер Форд Университет». Как известно, Валерий Иванович Водян стремился собрать в Одессе всех игроков сборной Украины. Не был и я обделён вниманием с его стороны. Хотя так и не согласился на переезд к Чёрному морю. И вот в игре с «Локо» я только готовлюсь выйти на площадку на замену, а Водян уже кричит своим подопечным: «Держите Вонярху!». И надо же, что именно в этой смене я забил решающий гол, и мы тогда сумели вырвать ничью.
– Насколько помню, Вы всю жизнь выступали под номером пять.
– Да, так получилось, что никогда не менял эту цифру на футболке. Не помню уже, где получил этот номер, и с тех пор всегда выходил на площадку в футболке под номером 5. Даже когда в сборной был Олег Безуглый, игравший в одесском «Локомотиве» под этим номером, сумел не уступить ему футболку с пятёркой (улыбается).
Беседовал Сергей Чайка
Комментарий от Futsalua.org: не все из нас согласились с некоторыми критериями оценки и самими оценками именитого ветерана о положении дел в нашем футзале...