Главный тренер «Спартака» Эдер Соуза – о переезде из Бразилии в Россию, достижениях в карьере, тренерском ремесле и ожиданиях от решающих матчей сезона
Главный тренер «Спартака» Эдер Соуза – о переезде из солнечной Бразилии в морозную Россию, достижениях в своей спортивной карьере, тренерском ремесле и ожиданиях от решающих матчей сезона.
– Я родился в бразильском городе Жабоатао-дус-Гуарарапес, который находится в штате Пернамбуку. Вырос в простой семье, где кроме меня было ещё трое братьев. Все они работают в области продаж. Наша семья не была бедной, но и богатой я бы её не назвал. Отец работал в местном метрополитене и по совместительству работал тренером в местной команде. Этих денег вполне хватало на содержание нашей семьи. К сожалению, в прошлом году его не стало, а вот мама по-прежнему проживает в своём родном городе.
– Все дети в Бразилии играют в футбол. Вы, судя по всему, тоже не были исключением?
– Конечно, не был. В Бразилии 99% ребятишек играют в футбол, поэтому Бразилия и считается футбольной страной. Всегда любил эту игру и не упускал возможности в нее поиграть.
– Где начинали свой спортивный путь?
– Начинал я играть в своём квартале в команде моего отца, который давал мне первые ценные уроки. Несмотря на то, что я достаточно поздно попал в команду, я сумел стать профессионалом. К сожалению, ввиду плачевного финансового состояния клуба и необходимости помощи отцу, я был вынужден закончить с большим футболом.
– Как в Вашей жизни появился мини-футбол?
– Мне было 18 лет, когда мой друг пригласил меня поучаствовать в мини-футбольном турнире в моем родном Жабоатао и я принял его приглашение. С божьей помощью мы выиграли тот турнир, стали чемпионами, а мне, в свою очередь, удалось отличиться в играх. На матчах присутствовал тренер клуба «Бандеп» из города Ресифи. Он меня пригласил потренироваться с ними, а в дальнейшем мне удалось закрепиться в той команде.
– В каком году оказались в России?
– В 2005. В то время я выступал за бельгийский клуб «Аксьон 21», в составе которого стал обладателем Кубка УЕФА. Тренером «Газпрома» на тот момент являлся бразильский тренер Алесио. Он пригласил меня в команду, и я с удовольствием принял его приглашение.
– Сложно ли было принять решение о переезде?
– Нет, принять решение было несложно. Некоторые мои друзья рассказывали мне, что в России хороший чемпионат, поэтому для меня это был новый вызов.
– Многих бразильцев пугает суровый климат в России. Как вы адаптировались к русским холодам?
– Да, может с холодами и непросто, но у меня с этим не было никаких проблем. В течение продолжительного времени я жил на юге Бразилии, где также довольно холодный климат. Это не было для меня препятствием.
– Почему так много бразильцев покидают страну и отправляются покорять мир?
– В Бразилии шанс дается немногим в связи с высочайшей конкуренцией, а в самой стране не так много платежеспособных клубов и, как правило, они полностью укомплектованы. Те игроки, которые не смогли пробиться, уезжают за границу и пытаются закрепиться там.
– Вспомните свои первые годы в России. Какими они получились?
– Мой первый сезон в России выдался очень тяжелым. Было серьёзное волнение, команда выступала неудачно, хотя демонстрировала неплохую игру. В команде были проблемы с дисциплиной у некоторых игроков, серьезные разногласия между русскими и бразильцами. В какой-то момент я даже попросил руководство, чтобы меня отпустили уехать домой. Но Владимир Григорьев, который в то время был директором югорского клуба, а сегодня мой хороший друг и верный помощник, побеседовал со мной и попросил, чтобы я остался еще на год. Я внял его просьбе и до сих пор живу здесь (смеется).
– Травмы Вас тоже не обошли стороной?
– К сожалению, да. Первую серьёзную травму я получил в 2000 году. В том году я находился в прекрасной форме и был близок к вызову в сборную Бразилии, но за неделю до приглашения «сломался» и оказался вне сборной. Второй момент был уже в России, когда я вновь получил травму и услышал слова доктора о том, что это может быть концом моей карьеры.
– При какой самой низкой температуре выходили на улицу в Югорске?
– Минус 50 градусов. Не могу точно сказать, в каком году и месяце это было, но было очень холодно (улыбается)!
– Чего удалось достичь вместе с «Газпромом»?
– В качестве профессионального игрока мне дважды удалось завоевать бронзовые медали в Суперлиге, один раз серебряную медаль и один раз завоевать чемпионство. Это были волшебные ощущения для меня – я не играл пять лет, и по возвращению удалось добыть с «Газпромом» титул, о котором я всегда мечтал.
– Вы достаточно рано закончили карьеру игрока и быстро перешли на тренерскую работу. Давно поняли, что эта работа для Вас?
– Если честно, то нет. У меня было соглашение с «Газпромом», когда я уехал в Бразилию. Были предложения из бразильских клубов, но вдруг появилась возможность стать тренером в Югорске. Я получил такое предложение от Владимира Григорьева и Андрея Ткачука. На тот момент мне предстояло еще несколько месяцев лечения колена до возможного возвращения к выступлениям на высоком уровне. Посовещавшись с семьей, я принял решение завершить карьеру игрока и попробовать свои силы на тренерском поприще. Так что это получилось достаточно спонтанно.
– Вы начинали свою тренерскую карьеру в детской школе «Газпрома», почему выбрали именно такое направление?
– Это было совместным решением с руководством клуба. В детских секциях Югорска уже проводилась хорошая работа, и недоставало только результата. Совместными усилиями нам удалось провести определённые улучшения и достичь определенных успехов.
– В этом сезоне Вы возглавили «Спартак». Насколько сильно помогла Вам работа с детьми, ведь в составе красно-белых было очень много совсем юных футболистов?
– Очень помогла. Кроме повседневной тренерской работы, я также занимался своим развитием. Учился новому и старался развиваться во всех направлениях, поэтому к переходу в «Спартак» я уже был полностью готов.
– Для Вас, как и для многих игроков в команде, этот сезон получился дебютным на столь высоком уровне. Какую оценку могли бы дать «Спартаку» за этот сезон?
– Могу сказать, что все мы старались делать свою работу как можно лучше. Конечно, знали о трудностях и о том, что мало кто верит в нашу команду, но я всегда пытался внушить игрокам, что если они поверят, то могут осуществить желаемое. Поэтому я могу дать игрокам только самую высокую оценку и поздравить их с выходом в плей-офф.
– Вспомните самый сложный период по ходу нынешнего сезона?
– На мой взгляд, самым сложным периодом было начало сезона, когда было много перемен. Клуб проводил масштабную перестройку, игроки уходили и приходили, поэтому было непросто. К началу чемпионата коллектив уже освоился и со временем начал показывать лучшее, на что способен.
– Многие молодые игроки: Титков, Рагожников, Белоусов, Головачев стали вызываться в юношескую сборную России. Есть ощущение, что эти вызовы стали реальностью благодаря Вашему вкладу в них?
– Откровенно говоря, я не возьмусь говорить о том, что это моя заслуга. Это их награда за то, что они полностью выкладывались на площадке, стремились развиваться, верили в работу и делали так, чтобы их работу заметили тренеры сборной. Я очень рад за всех ребят.
– «Спартак» не проиграл ни одного матча во втором круге и в последнем туре смог завоевать путевку в плей-офф. Верили ли вы в такое развитие событий в январе?
– Если честно, то даже я в какой-то момент не ожидал подобного. Я даже не заглядывал так далеко, а просто старался сосредоточиться на каждом предстоящем матче. То же самое говорил игрокам, что каждая игра для нас как финал, что мы не можем позволить себе терять очки. Каждая осечка могла нас отдалить все дальше от нашей цели. Думаю, что они это усвоили, поверили и начали осуществлять всё задуманное на площадке. И, слава Богу, что в последней игре нам удалось добиться выхода в плей-офф.
– Кого могли бы отметить из игроков?
– Могу отметить всех ребят. Они все имели ключевое значение, много работали, так или иначе помогали достичь цели. Одни в играх, другие на тренировках. Не могу выделить кого-то одного, только всю команду.
– Что больше всего нравится в «Спартаке»?
– Могу сказать, что в «Спартаке» нравится всё: как мы работаем, как поддерживают команду наши болельщики, про которых часто я говорю своим игрокам и коллегам. Таких болельщиков нет ни у кого. На сегодняшний день меня устраивает абсолютно всё, и я рад быть частью этой команды.
– Впереди – плей-офф. Какие задачи ставите команде на решающие матчи?
– Нашей задачей является победа. Победа в каждой игре, борьба до последней секунды. Знаем, что это непросто, нам предстоит играть с сильным соперником, но если поверим в себя, у нас будет шанс.
Источник – mfcsm.ru